В Екатеринбурге открылся второй Уральский фестиваль российского кино. В столицу Урала приехала целая плеяда известных кинорежиссеров и сценаристов. В течение недели уральскому зрителю должны продемонстрировать около ста фильмов, в том числе одиннадцать конкурсных работ. Однако, эти цифры не сравнить с количеством, выпускаемых авторских фильмов в России ранее. В основном финансируются сейчас и выходят в прокат ленты московских режиссеров. Региональные же киностудии вместо крупных проектов занимаются съемками рекламных роликов. Свою оценку тому, почему в регионах все реже создают кино и на каком уровне сейчас находится российский кинематограф, дал режиссер, сценарист и заслуженный деятель искусств РФ Александр Сокуров.
«Мне не стыдно за кино России сегодня. Все основные и центральные позиции в кинематографе, как искусстве, заложены во-многом советской кинематографической школой. Мы сегодня в кино, которое является некоммерческим, а в кино, которое является содержательным, наверное, самые лучшие в мире. Так называемое авторское кино России известно по всему миру. И на всех фестивалях оно берет сильные позиции. Я верю, что если министерство Культуры перестанет заниматься политикой, и начнет заниматься кинематографом, как отраслью, то тогда развитие нашего кинематографа будет обнадеживающим.
Представьте себе, что есть завод и он выпускает какую-то продукцию, но предъявлять эту продукцию некому. Сейчас российское кино находится в положении, когда выпускаются фильмы, а показывать нам их негде. Национальная прокатная независимая сеть уничтожена, у нас практически нет независимых кинотеатров, где мы могли бы показывать национальное кино. Это как если бы у нас не было книжных магазинов, где мы могли бы продавать книги на русском языке. Существующие киносети и кинотеатры построены на том, что неограниченное количество картин можно возить, которые производят кинокомбинаты США. А они работают с таким успехом, потому что у них дешевые кредиты. А у нас невыносимо высокие ставки.
Несколько раз при встрече с губернаторами я пытался убедить их, найти хотя бы подвальчик, где можно поставить 50 - 60 стульчиков, чтобы люди могли смотреть нормальное кино. Но эти попытки не приводят к успеху. Все говорят: «да, да, конечно, надо». Но ничего никто не делает.
Два года назад президент подписал документ об основных направлениях в развитии культуры Российской Федерации. Я присутствовал в момент подписания документа. Когда президент зачитывал основные принципы, он собрал для этого всех губернаторов и глав республик. Все сидели, опустив голову вниз и бодали подбородками столы. Они даже глаз не хотели поднять. Знаете что было понятно? Что ничего исполнять они не будут. Это мое личное оценочное мнение. Я может быть ошибаюсь и они были так потрясены, что сидели и думали, как бы открывать большее количество кинотеатров, изменить политику телевидения национального. Может быть они так думали и я ошибаюсь. Но реальность такая: издается государственный документ, который подписывает президент, и...ничего.
В регионах практически ничего не снимается, потому что министерство культуры продолжает поддерживать линию разрушения кинематографа: в советский период кинематограф был национальным и республиканским. Сейчас кинематограф может быть федеративным. Мы — Российская Федерация, следовательно, у нас должны быть продюсерские или кинематографические небольшие группы, расположенные по всей стране. И в каждом регионе есть люди, которые имеют свои темы, настроение и идеи. Идеи, приносимые из Екатеринбурга, Казани или Владимира, абсолютно не те, что из Москвы или Подмосковья. Ведь кинематограф, если в нем участвует государство, должен отражать конструкцию государства.
Но это не поддерживается министерством культуры, им поддерживаются только крупные или семейные московские группировки для того, чтобы государственные деньги оставались там. Конечно, гибель свердловской киностудии — это преступление, так же как гибель Владивостокской студии, Казанской, Нижегородского кинопроизводства. В стране нет кинематографа, который отражал бы настроение и темы вологотских людей, архангельских, ярославских, нижегородских, поволжья и так далее. У нас нет в стране федеративного кинематографа, есть только московское кино и немножко петербургского.
Кино в России возможно снять и без поддержки государства и без поддержки фонда кино. Мы в Петербурге, например, делали фильм «Теснота» таким образом. Это возможно вполне, просто это связано со стоимостью фильма. Там, где речь идет о десятках миллионов долларов, там, конечно, без поддержки государства не обойтись. Опять же, если есть поддержка государства, она должна касаться авторского кино, а не коммерческого. Мне непонятно, когда фонд кино выделяет большие деньги на коммерческое кино: если вы снимаете для того, чтобы заработать деньги, то зачем вам дармовые деньги государевы. На этот вопрос мне никто не может ответить и он остается открытым».
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.