Так называемых «обманутых дольщиков» по всей стране насчитывается, по разным оценкам, от 120 до 200 тысяч. С членами их семей цифра получается и вовсе внушительная. Понятно, что за их проблемами стоит не только бытовая неустроеннность, но и зачастую распавшиеся семьи, нерожденные дети, семейные финансовые катастрофы и еще много чего, что не вносит в наше общество гармонию. Хотя времена финансово-строительных пирамид в стиле «Социальной инициативы» вроде как прошли, обманутых дольщиков в стране меньше почему-то не становится. В чем здесь вина муниципальной власти, для «ФедералПресс» прокомментировал бизнес-омбудсмен по делам арестованных предпринимателей Александр Хуруджи:
«Генерирует новых обманутых дольщиков не только мошенничество со стороны иных застройщиков, но и поведение властей многих регионов, которые взяли за норму затыкать проблемы арестами предпринимателя. В мой адрес пришли обращения уже из семи регионов с одной и той же проблемой. Одно дело касается Татарстана, аналогичные дела были в Ростове, Краснодаре и т.д. Как появляются новые «обманутые дольщики», я расскажу на понятном примере.
Возьмем предпринимателя, который давно и успешно строил дома и даже целые микрорайоны. Все были довольны, власти вручали ему грамоты и прочие поощрения. Но вот на каком-то его объекте квартиры не построены вовремя. Пытаемся разобраться почему это произошло. Причина первая – не хватило денег. А куда же они делись? Ответ прост – любой крупный застройщик имеет кассовые разрывы и не всегда предсказуемый спрос. Особенно это проявляется во время кризиса, когда тормозится кредитование и ипотека. В этот момент застройщику необходима прямая кредитная поддержка. Однако этого сделано не было, и проблема, которая вначале исчисляется десятками или сотнями миллионов рублей, превращается в десятки, а по стране – в сотни миллиардов рублей в форме долгов. Ведь что такое остановленное строительство? Представим практически построенный дом, которому не хватило средств на финишные работы типа монтажа вентиляции. В этот момент, чтобы помочь не этому конкретному застройщику, а тем людям, которые у него купили квартиры и остановить развитие негативного сценария, необходимо перевести приемную комиссию по данному дому в режим работы чрезвычайного штаба и устранить недоделки. Вместо этого начинается поиск крайнего. Члены комиссии боятся ставить свои подписи под актом приемки дома, полиция, получив жалобу, решает на всякий случай возбудить уголовное дело. Его смысл в том, чтобы не обвинили в сговоре с застройщиком и коррупции. Банки, узнав про возбужденное дело, отказываются застройщика кредитовать и отзывают все свои кредиты. И в итоге, доселе успешный предприниматель вдруг становится преступником, причем обретает этот статус, не выводя деньги в офшоры, не покупая себя замки и яхты. После этого администрации в ответ на жалобы дольщиков удобно сказать, что она контролирует ситуацию, что есть виновный и против него возбуждено уголовное дело. Дольщики, узнав об этом, перестают верить застройщику, что дом будет достроен, и начинают организовывать акции протеста у администрации. Администрация, недолго думая, заявляет полиции, что пока виновного не посадим, дольщики не успокоятся. Полиция арестовывает застройщика, а администрация заявляет: «Вот человека посадили, теперь он никуда не сбежит и ничего больше не выведет за рубеж, а мы будем информировать вас о ходе следствия».
«Запрет долевого строительства создаст огромное количество безработных»
Что делать в такой ситуации власти с новыми «обманутыми» дольщиками? Дольщики сами не могут достроить дом, и власть ищет им нового застройщика. За это время могут быть утеряны документы, не произведена надлежащая консервация объекта, с которого начинают тащить все что плохо лежит. Могут закончится сроки действия техусловий, что чревато серьезными потерями времени для восстановления документации и разрешений. В итоге стройка, которая должна была закончиться через месяц, превращается в долгострой с неопределенным статусом. В свою очередь власть, чтобы привлечь нового застройщика и закончить стройку, потратит огромные деньги в форме выделения земельных участков для стимулирования нового застройщика. Интересно, что сейчас в такой мутной ситуации появился целый рынок так называемых «застройщикоспасателей». При этом федеральная власть заявляет дольщикам, что обсуждает все новые поправки и законы для дольщиков, а сами дольщики, набравшие кредитов и платящие за аренду съемного жилья, не знают как защитить себя от банков. Которые требуют – или платите ипотеку или отдавайте квартиры, которых в правовом смысле не существует. Соответственно, недовольство дольщиков действиями власти усиливается.
Что надо сделать, чтобы решить проблему? Во-первых, власти надо перестать обманывать саму себя. Посадив в такой ситуации предпринимателя, она ничего не решает и только маскирует собственное неумелое руководство экономикой на вверенной ей территории. Такая ситуация по стране массовая. Примерно по таким причинам во многих регионах посадили в тюрьмы многие десятки предпринимателей, застройщиков и главных инженеров строительных компаний. На мой адрес приходит масса обращений и, изучая статистику, мы видим только единичные случаи, когда застройщики действительно вывели из компании деньги. Здесь следует четко уяснить, что это искусственно создаваемая проблема с дольщиками. Человека, который стал жертвой экономических обстоятельств и административного рвения чиновников, называть преступником нельзя. Честному застройщику в такой ситуации необходимо реально помогать, в противном случае возникает эффект домино, и множащуюся как снежный ком проблему придется задорого и долго разруливать».