Дискуссия о том − изучать или нет в национальных республиках на обязательной основе национальные языки − приобрела в обществе достаточно жесткий, местами даже конфронтационный характер. Аргументов «за» и «против» хватает и у той и у другой стороны. К примеру, унификация языка ведет к глобализации политики и росту и процветанию экономики, а принижение роли национальных языков − к исчезновению целых пластов культуры из истории человеческой цивилизации. Так изучать национальные языки на обязательной основе или нет − своим личным взглядом на этот вопрос с «ФедералПресс» поделился татарин, выросший в Башкортостане, политолог Ильдар Резяпов:
«Существование разных языков древние считали проклятием богов, наславших на людей многоязычие (хрестоматийная история Вавилонской башни), поэтому идеи о слиянии в будущем народов и языков постоянно будоражили умы различных мыслителей и интеллектуалов на протяжении многих веков. Стоит вспомнить, что в 20-30-е годы XX века в Советской России лидеры большевиков, в частности, Владимир Ленин, Иосиф Сталин, Анатолий Луначарский и другие, считали, что законы общественного развития приведут в конечном итоге к образованию в будущем единого мирового коммунистического общества и единого национального языка.
В конце 20-х годов прошлого века в СССР было запрещено использование арабского алфавита и все мусульманские народы принудительно переводились на латинский алфавит, тогда считавшийся алфавитом мировой революции. В Башкирии и Татарии в 1927 году осуществляется перевод письменности с арабской графики на «яналиф» − «новый алфавит» на основе латиницы. Планировался перевод на латиницу и русского языка, так как на этапе строительства социализма в СССР русский алфавит представлял собой безусловный пережиток буржуазного прошлого, отделяющие братские советские народы от трудовых масс Запада.
Из-за осложнений отношений с Германией в 1937-1941 гг. все языки народов СССР, за исключением прибалтийских, перевели на кириллицу. В марте 1938 года Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление «Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей». С этого момента по всей стране началась принудительная русификация национальных окраин. За «контрреволюционный национал-уклонизм» арестовывались и расстреливались ученые, деятели искусств, партийные и советские руководители национальных республик. Сокращалось издание газет и журналов на национальных языках. В школах повсеместно вводилось обязательное преподавание на русском языке, национальные языки изучались факультативно. Массово производилось насильственное изменение имен, отчеств и фамилий по русскому образцу.
Как показал исторический опыт СССР, государство, в котором провозглашается ценность одного языка, превосходство его над другими, обречено на недолговечность. Непродуманная, неадекватная языковая политика подтачивает государственную систему изнутри подобно ржавеющей шестеренке в механических часах, постепенно подвергающей коррозии всю часовую систему.
После заявления президента России Владимира Путина 20 июля 2017 года на выездном заседании Совета по межнациональным отношениям в Йошкар-Оле о том, что русский язык − это государственный язык, язык межнационального общения, и его ничем заменить нельзя, а также о недопустимости заставлять учить национальные языки в Татарстане и Башкортостане, в данных регионах разгорелись нешуточные споры.
Зная местную практику общественных отношений, считаю что протесты, которые сейчас звучат со стороны Башкортостана и Татарстана, вполне обоснованы и справедливы. Это говорят о том, что вопрос языка очень тонкий и требует взвешенных и продуманных решений. Нам сегодня федеральная власть говорит, что ничего не имеет против родного языка, более того, она за его процветание и развитие. Но если по английскому языку есть ЕГЭ, почему мы не можем сдавать ЕГЭ по башкирскому, татарскому или чеченскому языку? На мой взгляд, для гармонизации межнациональных отношений необходимо законодательно закрепить обязательное преподавание государственного национального языка в русских школах и обязательную сдачу ЕГЭ по этому языку.
Еще один аргумент в пользу изучения национальных языков. Вспомним, что в гимназиях царской России на обязательной основе изучали латынь и древнегреческий язык, а в реальных училищах − латынь. То есть, фактически изучали «мертвые» языки. И кому это вредило? Молодым мозгам упорядочение мышления и привитие языковой логики всегда идет только на пользу. Как пример, российские инженеры того периода считались одними из лучших в мире. Строительство Транссиба или моста через Амур в Хабаровске, с учетом уровня развития техники того периода, до сих пор считаются венцом инженерной мысли. Изучение языков в целом позволяет расширить кругозор и в большей степени приобщится к культуре. Кстати, изучение татарского , башкирского или любого другого национального языка не ведет к росту эмиграции и миграции за рубеж в поисках работы − нашей головной боли, связанной с «утечкой мозгов». А вот успехи в изучении английского языка с этим связаны напрямую.
Надо помнить, что Россия − федеративное государство, однако демократия в многонациональной стране – это не только власть большинства (русские составляют около 80% всего населения страны). Демократия – это консенсус большинства с меньшинством по поводу совместно согласованных правил жизнеобеспечения и жизнедеятельности».