В части экономики страна оказалась на перепутье. Стагнация перетекла в вялый рост, при этом для власти и экспертов давно очевидно, что в хозяйственной сфере необходимы какие-то кардинальные, прорывные шаги. Плестись в хвосте мировой экономики России, в силу стоящих перед ней политических, социальных и даже военных вызовов, крайне непозволительно. Своим личным взглядом на существующие проблемы и на стимуляцию отечественной экономики поделился экс-заместитель министра экономики России, бывший депутат Госдумы, бывший член Совета Федерации, вице-мэр Новосибирска Иван Стариков:
«Сейчас наблюдается феномен, суть которого состоит в том, что отскок экономики, который мы наблюдали со второй половины 2016 года – первой половины 2017 года, закончился. Повышение внутреннего спроса, который толкал рост экономики, застопорился. И все это на фоне резкого повышения цен на нефть во второй половине 2017 года. Это говорит о том, что российская экономика, которая в тучные нулевые годы в значительной степени росла за счет высоких цен на нефть, но теперь этот мотор заглох навсегда. То есть высокая цена на нефть теперь не будет влиять на экономический рост в стране. Это происходит по той причине, что у нас сверхдоходы показывает сырьевой сектор, а все остальное тотально убыточно. Посмотрите на количество банкротств компаний и индивидуальных предпринимателей – 6,5 миллионов!
Соответственно все висит на тоненькой ниточке нескольких сырьевых компаний. В первую очередь нефтегазовых, и чуть-чуть – металлургических. Все остальное либо тотально убыточно, либо балансирует на грани нулевой рентабельности. Ну а поскольку в сырьевом секторе занято не так много населения, а значительная часть занята в других, в том числе в обрабатывающих отраслях промышленности, в которой наблюдается спад. Все это говорит о том, что средств, несмотря на повышение зарплат за счет нефтегазового сектора нет, а снижение реально располагаемых доходов населения продолжается, хотя и не так стремительно, как это было в 2015-2016 годах.
Поэтому те полтора процента роста, которые показала российская экономика, – это “больной” рост с точки зрения перспектив. Потому что экономический рост, который приводит к снижению доходов населения и к бедности, – это не рост. С учетом экономического роста без повышения внутреннего спроса и, с учетом исчерпанности сырьевой модели, никакого роста больше не будет. И в этом смысле, вполне реален рост экономики в 0,4-0,5%, который прогнозируют эксперты Высшей школы экономики.
Хотя первые шаги для стимулирования роста уже сделаны. Ноябрьское постановление правительства РФ снизило порог доступа к госзакупкам и подрядам для компаний, имеющих оборот менее двух миллиардов рублей. Теперь этот порог равен 500 миллионам рублей. То есть к этому пирогу теперь допущен и средний бизнес. При этом из 13,5 триллионов рублей госзакупок 3 триллиона рублей обещано малому и среднему бизнесу. Выполнит это правительство или нет – покажет время. Но от этого будет зависеть, сможет ли малый и средний бизнес поддержать свое существование. Здесь можно вспомнить и предновогодний указ президента РФ о повышении конкурентоспособности и снижение доли государства в экономике. Если эта политика будет продолжена после выборов президента, то это приведет к изменению политико-экономической модели. И вот тогда можно будет говорить о росте экономики большем, чем предсказываемые экспертами НИУ ВШЭ 0,4-0,5 процентов.
Трудно говорить, что будет после президентских выборов, поскольку программы Алексея Кудрина (ЦСР) и Бориса Титова («Столыпинский клуб») были обсуждены на Президентском совете с правительством. Но пока конкретных решений по данному обсуждению принято не было. Возможно, что уже после выборов объявят новую экономическую модель. Хотя есть вероятность, что в оставшиеся два месяца до выборов президент РФ соберет Экономический совет и предложит экономическую программу и экономическую модель.
Важно еще отметить, что строительство стадионов заканчивается и больших государственных инвестиций у нас, кроме возведения Крымского моста, пока не предвидится. Поэтому необходимо оживить госсектор экономики, одновременно снизив риски для инвесторов. Для этих целей нужен новый мегапроект. Я считаю, что таким новым мегапроектом мог бы стать Транссиб-2 (Владивосток – Роттердам), который стал бы альтернативой китайскому “Новому Шелковому пути” в обход России. И это – реальная возможность выйти из-под санкций».