На Гайдаровском форуме, который прошел в Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ, говорили не только об экономике и социальной политике, но и о футболе. А точнее – о подготовке к Чемпионату мира и том, какие перспективы он открывает для развития спорта и бизнеса в стране, в частности, в тех, городах, где будут проходить матчи Мундиаля. Есть и серьезные риски. «ФедералПресс» удалось поговорить с заместителем председателя правительства Калининградской области, председателем совета директоров футбольного клуба «Балтика» Александром Шендерюком-Жидковым. Он рассказал, что необходимо сделать, чтобы после Чемпионата мира интерес к футболу в стране не упал.
«Нам досталась команда первой лиги с бюджетом в 200 миллионов рублей. Два года подряд мы оказывались на грани вылета и умудрялись остаться. К декабрю 2017 года наша команда была от зоны вылета в 10 очках, и болельщики выходили с плакатами: «Губернатор, спаси Балтику!».
Калининград — это один из немногих городов, где в запросах Яндекса побеждает не «Спартак», а «Балтика». У нас есть некое историческое наследие, когда в начале 2000-ых на матчи местного клуба на стадион приходило по 20 тысяч человек. Стабильные 3 тысячи человек на стадионе у нас были и тогда, когда клубом никто не занимался. Это первая вводная, с которой мы столкнулись.
Вторая вводная: у нас строится суперсовременный стадион. Его нельзя просто оставить как реликвию. Мы видим, что творится с инфраструктурой в Польше после прошедшего чемпионата Европы в 2012 году. Там стадионы превращаются в памятники архитектуры. Понятно, что с нашими объектами нужно что-то делать. Плюс еще и тренировочная база есть, которая «дарится» как капитальный грант.
Мы решили найти другой подход. Бюджет в 200 миллионов рублей — это нормально, чтобы остаться в ФНЛ. Но все равно перед нами стоит задача наполнения 35-тысячного стадиона. А оно возможно только через коммерциализацию, которая не до конца возможна в ФНЛ и без занятия маркетингом команды.
В этом году мы получили максимум порядка 8 тысяч человек на стадионе. Это тоже неплохо, но мы понимаем, что без РФПЛ не будет и этого. Окупаемость стадиона без большого футбола невозможна. Все разговоры, что мы туда повезем рок-звезд или организуем какие-то выставки, может, и имеют место. Но это будет составлять дополнительный доход.
Мне кажется, что вопрос окупаемости стадиона мы не решим до конца без перевода нашего футбола на коммерческие рельсы. Без повышения интереса к футболу по стране, без денег от трансляции для клубов, без атрибутики, без возврата условного пива на стадионы мы тоже не решим вопрос окупаемости. Мне очень хочется верить, что Чемпионат мира вызовет всплеск интереса к футболу, и наша задача этим всплеском воспользоваться.
Хочу напомнить, что губернатор области Антон Алиханов осенью 2017 года попросил президента от лица городов, принимающих турнир, выделить дополнительное субсидирование на стадионы в первое время. После этого в правительстве нам пообещали три года содержать стадионы за федеральный счет. Именно столько времени у нас есть на развитие коммерческого продукта. В области уже есть стадионы и тренировочные площадки, соответствующие стандартам ФИФА. Это огромный капитальный взнос, который за нас сделала федерация. Теперь важно не упустить ажиотаж в городах-участниках ЧМ, иначе через год мы вообще болельщика на стадион не вернем».