Сериал «Спящие», показанный на одном из центральных телеканалов России, вызвал широкое обсуждение. Эксперты ищут связь с реальными событиями (и улавливают ее), простые же зрители увлеченно следят за сюжетной линией – шпионские истории всегда вызывали неподдельный интерес у соотечественников. И новый сериал – не исключение. Свое мнение о «Спящих» для «ФедералПресс» изложил политолог Роман Колесников:
«Научная интеллигенция часто недолюбливает сценариста «Спящих» и «Спящих-2» Сергея Минаева. За тенденциозность, незнание правил русского языка и пошлость. Зря. Главред Esquire проделал путь от «голоса поколения», коим, собственно, сам себя назвал в «Селфи», до «антиголоса миллениалов». Впрочем, сделал он это талантливо.
Сериал «Спящие» (в англ. переводе Sleepers) правильнее было бы назвать Dreamers, исходя из того, что обозначенная в нем парадигма греет (по крайней мере, должна) сердце и ум некоторым представителям Совбеза России. В мечтах и снах.
Внимание, дальше – спойлеры!
Сериал стал очередным доказательством актуальности классики. Проснувшись сейчас, Салтыков-Щедрин убедился бы: воруют. (Про то, как «пьют», можно почитать в других произведениях Минаева, описание московской тусовки – его главный талант.)
Но воруют не все. Есть честные «фээсбэшники», а есть коррумпированные предатели (в прямом смысле слова) из некого «Межбанковского комитета», под которым легко угадывается отсылка к правительству России. Банками владеют, с мигалками ездят, есть у них недвижимость и счета в Америке, и на основании этого они сдают агентам ЦРУ списки предпринимателей и чиновников, которые позже превратятся в знаменитые санкционные списки.
Хотя зачем это делать – непонятно. Один из главных злодеев уже не работает на американскую разведку, а те списки, которые есть в действительности (а сериал претендует на описание действительности, несмотря на стандартную плашку в начале «все совпадения случайны»), судя по всему, не требовали какой-либо информации от спецслужб. С интернетом в Лэнгли и «Ди-Си» и так все в порядке.
Штампы, штампы, штампы, а может быть, слепок времени из середины 2010-х? Процветает «левое» владение активами. Чуть ли не единственным частным банком из российских топ-10 владеет… чиновник. Вместо «поскреби любого русского – татарина найдешь», «поскреби любой частный бизнес – чиновника найдешь».
Соцсети опасны. Сына галеристки не смущает знакомство с девушкой из Стамбула, открытость миру из него так и «прет». Не смущает его даже отъезд с малознакомой красавицей на 100 км от Стамбула в неизвестном направлении. «Мы уже вдалеке от Стамбула, а с тобой в дикой стране все еще говорят на английском», – говорит он другу. Потом их похищают. Так случится и с вами. Если будете общаться в неназванных соцсетях с малознакомыми девушками/парнями, а потом поедете на встречу с ними же в мусульманскую страну. Возможно. Только представьте, как этот сюжет ляжет в головы основных потребителей контента Первого канала возраста 45+. «Не сиди в соцсетях – станешь террористом/тебя похитят».
Отсылка к вербовке новых сторонников запрещенного в России ИГ очевидна. Меняется лишь место действия: в связи с сюжетом первой части сериала им выбрали не Сирию, а Ливию. Хотя у этого выбора есть и другая подоплека. «Русские усилились в Сирии, значит, мы должны усилиться в Ливии. Это геополитика», – поучительно заявляет американский разведчик своему менее искушенному в играх с террористами коллеге.
Сериал, как и в первой части, продолжил «срывать покровы». «Что, все это ради бабла?» – один отрицательный герой спрашивает другого. Ответа вслух не произносится, но зритель-то понимает, что «да». Неправительственные организации – зло, прикрывающее более масштабное зло – терроризм. И так далее, по лекалам канала «РЕН-ТВ» и лично Игоря Прокопенко.
Вот что действительно меня беспокоит, так это фамилии и имена банкиров из сериала: Резник и Аркадий Львович, которые непременно показаны трусливыми, алчными и коррумпированными. Слишком велики в России традиции бытового антисемитизма и слишком велика аудитория у «Первого», чтобы такой «нейминг» не вызвал волнения. К тому же банкиров «Магомедов Ибрагимовичей» и «Петров Ивановичей» со схожими характеристиками едва ли не больше.
И, тем не менее, шквал критики не должен отвлечь от главного: ФСБ действительно спасает Россию. По словам директора спецслужбы Александра Бортникова, «Федеральная служба безопасности в 2017 году предотвратила 23 теракта в России». Отрицать геройство и необходимость работы российских контрразведчиков, разведчиков под прикрытием и прочих причастных – глупо. «Может ли государство жить без разведки? Конечно, может, но это будет государство-инвалид», – сказал в интервью Сергею Брилеву один из бывших (хотя, бывают ли они бывшими?) разведчиков-нелегалов.
Проблема в том, что общество Государства Российского страдает «биполярочкой». С одной стороны, мы хотим «подвиг», «самоотверженность», ищем вдохновение в поступках предков во время Великой Отечественной. С другой стороны, многие хотят самостоятельности – «цифровая экономика» стала гимном развития, удостоившись аплодисментов от философии индивидуальности.
Чуть более чем все привязывают выход второго сезона «Спящих» к 18 марта – президентским выборам. На мой взгляд, внимание стоит обратить на тот факт, что в начале марта вышел «Довлатов» Германа-мл., рассказы об ограниченном прокате которого оказались враньем. Главный редактор заводской газеты поучал ставшего посмертно известным писателя: «Нужен герой и антигерой – основной закон драматургии». Вот появились и герой, и антигерой. А толку от этого, если нужен новый Довлатов?
Путин неоднократно заявлял о влиянии на него советского сериала «Щит и меч». И пусть «Спящие-2» – это не «Щит и меч», а полковник Родионов – не Александр Пантелеймонович Святогоров, я все же верю, что молодые люди, вступившие или собирающиеся вступить на путь защиты госбезопасности, будут все-таки ориентироваться на этих двух героев, нежели на выпускников Академии ФСБ, деловито разъезжавших на «гелендвагенах».
Фото: pixabay.com