Сегодня во всем мире отмечается Международный день полета человека в космос. Приятный праздник для всех россиян. Но в последние годы мы все чаще смотрим в небо и задаем себе один вопрос, почему весь мир, добившись в середине прошлого века таких достижений на звездном поприще, остановился в освоении космоса? Сегодня мечтатели о далеком нашли себе пророка – Илона Маска, который научился делать успешный с маркетинговой точки зрения продукт. Журналист «ФедералПресс» рассуждает о том, почему не стоит верить человеку, который мечтает провести свои последние дни на Марсе:
«Илон Маск является примером главного американского достижения, которое формулируется так: «Можно произвести любую вещь за 1 доллар, но продавать ее за 100, потому что мы придумали маркетинг». То же самое касается и его последних достижений практически на любом поприще. Гений, миллиардер, плейбой, филантроп, человек мира. Маск стал иконой нашего времени. Человечество живет в мире, где правят довольно странные политики, оно давно нуждалось в том, кто будет представлять всю нашу планету, кто станет образом человека будущего.
Это же стандартный сюжет многих фантастов – человек вместе с корпорацией захватит все сферы жизни, получит больше власти, чем у мировых правительства. Весь этот футурический романтизм и заставил фанатов Маска клюнуть на его удочку. Хотя, если посмотреть, разве у американского богача достижений сильно больше, чем у условного Роскосмоса? Нет, просто он научился продавать.
Илон Маск не гений, который вышел из низов – у него всегда были деньги (почти 30 тысяч долларов он получил от отца на запуск бизнеса). Он не успешный антикризисный менеджер, который умудряется вести не самый прибыльный бизнес в суровых экономических условиях. Он не из тех, к кому приходят налоговики и приставы, отбирая последнее.
Если отследить последние известные его проекты, то можно с уверенностью сказать, что все там не так уж и однозначно. Платежная система PayPal, к которой Маск имеет отношение, довольно тяжело встраивается в современный мир электронных денег, очень долго заходит на другие рынки. Tesla, которая вообще была основана не Маском, терпит огромные убытки. Здесь все очень показательно – красивые машины, серьезный пиар. Но все, что мы имеем, это дорогие электрокары, которые технологически не слишком то и продвинули отрасль вперед. А компания по установке солнечных энергосистем? Их придумал не Маск. Но он сумел их продвинуть, показывая всему миру красивые картинки. Делать такое в Калифорнии – замечательно, но развить подобный бизнес где-то в менее солнечном месте – вот это действительно уникально и почетно.
Ну и главный проект – SpaceX. Не стоит вникать в технические подробности и достижения. Последние здесь, безусловно есть, но и проблем хватает. Другой разговор – это то, как подается каждый полет его «Фалькона» – мы видим захватывающие кадры, видеоряд с разных камер, прямые трансляции полета его машины, бороздящей просторы космоса. Ну и куда без фотографий самого Маска, победно вскидывающего руки в небо. Красивых картинок намного больше, чем важных цифр. В компании Маска понимают, что только пиар способен привлечь в дело как можно больше людей, только мировая огласка может спасти убыточный бизнес.
Еще, кстати, есть не до конца понятный проект труб для скоростных перевозок, и даже огнемет. Именно последний, кстати, идеально описывает всю деятельность империи пиара Маска – никто из его зрителей не задает вопросов, почему, зачем, на кой вообще сдалась людям горелка за 500 долларов. Но все, как один, восклицают: «Как круто!».
Наш Роскосмос, при всех его проблемах, со своими задачами более-менее справляется. Но в умах людей он остается компанией, которая «увеличивает стратегическую группировку спутников на дне океана». А все потому, что Россия снова проигрывает пиар-войну. И так было всегда – в мире любят переписывать историю, а мы отвечаем на это истериками депутатов.
Россия может обставить Маска. Нужно только научиться продавать себя симпатичной».