В Волгоградской области на фоне очередных конкретных упущенных возможностей подняли разговор о «необходимости укреплять работу с инвесторами». Почему местные предприятия не могут полноценно применить свои силы и идеи в родном регионе, а руководителям разного уровня приходится все чаще и глубже лукавить как о реальном положении дел сегодня, так и особенно о перспективах, а главное, чем вызваны все эти печальные закономерности, рассуждает обозреватель по ЮФО Ярослав Малых:
«В Красноярске открывается XVI экономический форум. Ключевой темой на нем станет повышение конкурентоспособности России и ее регионов. Самая интересная дискуссия – роль властей в этом процессе.
Поедет ли на КЭФ-2019 волгоградский губернатор Андрей Бочаров? Скорее всего. А вот выступать после Сочинского форума ему, скорее всего, не дадут. Что в интересах самой Волгоградской области.
Пока Бочаров смог только заявить, что нужно «усилить персональную ответственность руководителей органов исполнительной власти и глав муниципальных образований в работе по привлечению инвестиций». Заявление такого градуса абсурда в иной ситуации и в другом регионе можно было бы принять за фейк, но нас не удивляет уже ничего. Кто не в курсе: по законодательству работа с инвесторами – это ответственность не местного самоуправления, а госвласти субъекта. Читай: губернатор пытается переложить свою ответственность на муниципалитеты. Вероятно, так власть ответила на сведения о снижении уровня инвестиций в области.
В лексиконе любого сколько-нибудь значимого бизнес-форума главный термин последние годы – «акселератор». Понимают под ним пока что каждый свое, но очевидно, что реальным акселератором могут выступать в первую очередь компании, тиражирующие передовой опыт и особенно создающие его. За их наработками тянутся остальные, растет общая эффективность, на новом витке бизнес вкладывается в дополнительные исследования и разработки и так далее. Маховик раскручивается. Бывает, что буквально за пять лет регион просто не узнать. Так было, например, в Калужской области. У нас все ждут решения одного-единственного человека. Ну и еще троих-четверых, которые способны до него что-то донести.
Между тем компании, которые могли, даже должны были бы стать акселераторами, есть и в Волгоградском регионе. Но их все меньше и меньше. А если они и остаются, то применяют инновационную активность за пределами родного региона.
Вот в Санкт-Петербурге вышли на линию электробусы производства Volgabus. Уже прекрасно себя зарекомендовали – удобные, бесшумные, надежные и, кстати, быстрые. Электробус способен разогнаться до сотни за 12 секунд. Стоят они пока дорого, но дают колоссальную экономию при эксплуатации – стоимость зарядки примерно вчетверо дешевле газового топлива и вовсе несравнима с дизелем.
Почему Питер, а не родной Волжский и Волгоград? Ведь газомоторные автобусы волжского производства нахорошем счету. Очень просто. У нас про электротранспорт никто даже не думал.
Пассажирские перевозки – это государственная сфера. В северной столице ГУП «Пассажиравтотранс» три года тестировал электробусы разных производителей, с 2015 года внедрение именно электробусов было прописано в нормативных документах. В Волгограде столько же лет власти рассказывают про «комплексную транспортную схему». Говорили много, но схему в смысле технического документа так и не создали, в чем публично признались. Есть только концепция, которая «живая» и постоянно меняется. С одной общей, конечно, целью – перераспределение рынка в пользу новой компании. Тоже в некотором роде «схема».
Что такое электробусы? Это не только дополнительные рабочие места и прибавочная стоимость в Волжском. Но и комфортная и безопасная среда обитания. О которой надо думать сейчас, а не вспоминать, когда будет поздно. И комфортная среда – это вовсе не кривая плитка на центральных улицах и убогие однотипные «парки» за огромный бюджетный счет. «Парки» именно в кавычках, потому что в настоящих должны быть деревья.
Кстати, производители презентовали первый электробус именно в Волгограде, и на нем катался губернатор. Прошло больше полутора лет, никакой программы, которая бы могла развивать такой транспорт, хотя бы в пилотном режиме, нет. Зато есть обещание отдать действующие трамваи и троллейбусы в концессионное управление. А те, что не возьмут, всегда можно подарить музеям или распилить на металл.
Пока горизонт планирования – «завтра посмотрим» – в Волгограде никакие инновации не нужны.
Честь и хвала частным компаниям, что прямо сейчас делают маленькие и большие усовершенствования и внедряют их в производство. Таких в в регионе десятки. Но это происходит только до той поры, пока эта работа не попадает в поле зрения областных чиновников. Которые, к сожалению, способны при хорошем варианте развития событий не мешать бизнесу. Не более. Но инициатива наказуема, и потому предприниматели стараются свои удачные начинания буквально скрывать. Сложнее всего отраслям, где на рынке доминируют именно госструктуры. Так не повезло не только транспортникам. Большой скандал вызвал и региональный мусорный оператор, который только после бурного общественного возмущения согласился с тем, что уже налаженный в Волжском раздельный сбор мусора не стоит уничтожать. И то сроки, в которые будет продолжаться такая благосклонность монополиста, пока не ясны.
Сообщение из Санкт-Петербурга про электробусы и выступление Бочарова про «ответственность за привлечение инвестиций» – это новости из параллельной Вселенной. Потому как ответственности никакой нет».
Фото: ФедералПресс / Ярослав Малых
КЭФ-2019