Двенадцатого апреля в России празднуется День космонавтики. Справедливости ради, во всем мире тоже признается первый полет человека в космос как поворотная дата истории. Сегодня запуском космических кораблей никого не удивить, умы ученых больше волнуют пилотируемые полеты на другие планеты. Популяризатор науки и блогер на космическую тематику Кирилл Размыслович поделился с «ФедералПресс» своим мнением по поводу нужности полетов к другим планетам и рассказал, почему программа Mars One оказалась нежизнеспособной:
«Mars One никто не воспринимал всерьез изначально – там все было откровенно нереалистично. Реальность сложнее, чем обещания, которые давались. Во-первых, чтобы куда-то полететь, нужно располагать ракетой-носителем и космическим кораблем, который способен выдержать перелет с экипажем и доставить людей живыми на поверхность другой планеты. Ладно, когда нечто подобное говорит Илон Маск: у него есть техника и деньги, – но у авторов проекта Mars One этого не было. Во-вторых, марсианский космический корабль тоже непросто построить – его придется собирать на орбите. А значит, нужно несколько запусков с компонентами, а затем еще и переправить туда людей. В-третьих, нужен двигатель. В-четвертых, очень важен финансовый вопрос – за счет кого все это собирались приобретать.
Тем не менее пилотируемые полеты на другие планеты важны и нужны. Не только с точки зрения интереса всех землян. Да, за первой высадкой Армстронга и Олдриджа следил весь земной шар, а ко второму полету уже было меньше внимания. При этом с научной точки зрения последующие полеты были более ценными, потому что они занимались исследованиями. А у первой высадки была сугубо идеологическая цель – прилететь, прилуниться, поставить флаг и улететь живыми.
По моему мнению, исследование солнечной системы и пилотируемая космонавтика важны с точки зрения научного познания. Нам необходимо знать, можем ли мы как биологический вид существовать где-то за пределами Земли. Например, мы же не знаем в реальности, могут ли люди жить на Марсе.
Это знание даст нам мотивацию бережнее относиться к нашей планете. Если окажется нереальной жизнь на Марсе, потому что там другая сила тяжести и больше радиации, то получится, что мы ограничены Землей. Может, тогда изменятся взгляды людей на тему сохранения окружающей среды. Если все-таки окажется, что человек может где-то закрепиться, то это даст толчок к поиску ответа на извечный вопрос, есть ли где-то там еще жизнь.
Есть еще один момент, связанный с пилотируемой космонавтикой. Есть такое мнение, что в плане науки автоматика может сделать многие вещи лучше и дешевле, но если нужно найти жизнь, то здесь лучшие специалисты – это люди. Один профессиональный геолог на Марсе может сделать все намного быстрее, чем любой суперсовременный марсоход. Был же такой опыт из истории полетов на Луну. Почти все астронавты пришли из военной авиации, только один был профессиональным ученым. Но получилось так, что лунные камни, собранные этим ученым, имеют большую научную ценность, чем все остальное вместе взятое».
Фото: РИА «Новости» / Сергей Мамонтов.