Фонд кино должен продвигать отечественные ленты в малых городах, но он якобы этого не делает. Об этом заявил министр культуры РФ Владимир Мединский на деловом завтраке в рамках Петербургского международного культурного форума. Действительно ли российский кинематограф не уступает западному? Что важнее сегодня – сборы или качество? И чего не хватает российским режиссерам? Специально для «ФедералПресс» киновед и кинокритик Александр Шпагин рассказал, к чему движется российский кинематограф:
«С Владимиром Мединским нельзя не согласиться, поскольку российскому кинематографу сегодня не хватает внятного продвижения в малых городах не только знаменитых картин, как допустим «Движение вверх». И крупные города тоже стонут от нехватки целевого показа. Все потому что у них нет элитарной аудитории, и там не могут посмотреть артхаусные картины. В мегаполисе с этим проще и даже до часу дня можно посмотреть высокохудожественные ленты, а в кинозалах в это время собирается продвинутая публика разных возрастов. Конечно, по России существует немереное количество различных киноклубов, но в них мало кто ходит и, скорее, они просто числятся. Поэтому работа сегодня может вестись только через денежные вливания, и если Владимир Мединский это обеспечит, то честь ему и хвала.
С другой стороны, под выделенные деньги необходимо искать людей, которые смогли бы освоить художественную и социальную нишу, а не положить эти деньги к себе в карман. Это значит, что у Министерства культуры должны быть определенные люди, которые бы за этим следили – своеобразная немного жандармская структура.
Должен быть некий культурный надзор, потому что действительно эта ниша пребывает в страшном состоянии и сама не может понять, где она находится: все еще в 90-х годах или в 2010-х. Провинция стонет, и ей не хватает собственной крови, поскольку после окончательной победы интернета провинция живет в Москве, и когда я спрашиваю у людей из глубинки: «Какие у вас есть художники или музыкальные группы?», то на сегодняшний день внятного ответа получить невозможно: «Ну... Алла Пугачева, Стас Михайлов, Ольга Бузова…» Мы все живем в Москве. Это неправильно.
В первую очередь привлечением жителей к культуре собственного города может стать, безусловно, кино. Важно, чтобы люди чувствовали культуру своего города. Кинематограф должен развиваться в целевых сегментах провинции, и если Мединский эту проблему поставил – хорошо.
Поможет ли очередное высказывание министра культуры повысить сборы и вывести российский кинематограф на другой уровень? Для этого необходима определенная культурная программа, а это дело не одного года. Про сборы говорить пока рано, но надо сказать, что сегодня наблюдается безусловный подъем отечественного кинематографа. Все началось с фильма режиссера Антона Мегердичева «Движение вверх», и понеслось. Я думаю, что в этом году будут блокбастерные прорывы. Зато исчез гламур! Фильмы стали более человеческими, до шедевров, может быть, недотягивают, но отличаются приятным зрительским кинематографом, где герои живут в реальной жизни, за которыми приятно следить. Все это немного отдает Александром Рогожкиным, чуть-чуть.
Это уровень сегодняшнего среднего кинематографа, а прорывов не было, только на фестивальном артхаусном фронте. Появился фундамент, которого не было, в виде нормального кинематографа, и если закрепить это состояние – будет прекрасно, потому что вырастут не только фестивальные, но и, что немаловажно, зрительские картины. Появилось это само по себе, и руки Мединского я здесь не вижу. Он если и пытался делать, то только запрещать и вводить патриотическое пространство, но дальше «Т-34» дело не пошло. Хотя он тоже здесь ни при чем».
Фото: unsplash.com