Политологи подводят итоги года, приметами которого стали высокая протестная активность и развитие взаимодействия регионов. Власти ищут пути обновления политической системы, эффективность которых покажет время. О том, какие проблемы создает новая реальность, о чем говорит усиление горизонтальных связей и что ждет местное самоуправление, рассказал политолог Михаил Коробельников:
«Когда с бешеной скоростью изменяется скорость коммуникации, когда трудно понять, где фейк, где реальность, где новая идеологическая зона, где старая, непонимание процессов может очень дорого стоить государству. На уровне интуиции многие это понимают, но забронзовелость руководства может сыграть с ними очень плохую шутку.
Когда чиновники начинают говорить «Нам надо работать в соцсетях», мне это напоминает конец 1980-х, когда представители КПСС говорили «Нам надо работать с молодежью». Когда им задавали вопрос «А как?», они говорили: «Нам надо работать с молодежью, нам надо ее убеждать». По моим ощущениям, мы находимся на том же самом месте. На мой взгляд, это базовый, самый главный итог года.
Очень важным фактором, к которому мы подходим, является возвращение горизонтальных связей между регионами. Россия постоянно идет от сверхцентрализации к попыткам централизацию разбить, перенести центр тяжести принятия решений на места. Последняя такая попытка была сделана Ельциным, а перед этим были совнархозы. Сейчас мы опять к этому подходим.
Когда федеральная структура рассыпалась, нужно было зажать губернаторов, которые получили хорошие возможность для принятия политических решений. С одной стороны их зажали сверху, с другой появилась свобода местного самоуправления, которая стала их поддавливать снизу. На сегодняшний день, когда все структуры вертикально организованы, смысла в идее самоуправления с точки зрения федеральной власти нет».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин