Вопросы сдачи ЕГЭ продолжают занимать школьников, родителей и педагогов, однако разъяснения министерств и Рособрнадзора только вызывают новые вопросы. О датах экзамена пока ничего не известно: Рособрнадзор рекомендовал перенести его на август; формат может быть дистанционный, а может, и нет, обязательных экзаменов не будет, говорят в Минпросвещения, а в Минобре отвечают, что такой вопрос не рассматривали. О том, как не могут договориться два министерства, делится своим личным взглядом преподаватель по русскому языку и дежурный редактор ЦСН «ФедералПресс» Юлия Жук:
«Первая официальная новость от Минпросвещения после майских праздников вызвала большой переполох: замминистра Дмитрий Глушков объявил, что выпускники будут сдавать только два предмета, необходимых для поступления. О чем это говорит? Во-первых, о том, что в Минпросвещения хотели бы провести ЕГЭ не позднее июля этого года, причем вживую. Во-вторых, точные даты будут известны тогда, когда чиновники решат, как совместить меры безопасности с уже устоявшейся системой защиты от списываний. Логика «урезания» количества экзаменов понятна: чем реже в школу приходит ученик, тем меньше риск распространения коронавируса; поскольку сами дети привыкли сдавать в среднем по пять предметов, надо их этой возможности лишить.
Интересно, что сразу же за новостью о двух экзаменах появилась информация о том, что Минобрнауки настаивает на онлайн-формате. Месседж следующий: да, списывать будут, что поделать, зато новой волны коронавируса удастся избежать. При этом непонятно, согласны ли в министерстве с коллегами по вопросу отмены обязательных экзаменов по русскому языку и математике. Если онлайн, то какая разница, сколько этих экзаменов сдавать?
Получается, два отвечающих за российское образование ведомства абсолютно не готовы к активному диалогу и принимают решения независимо друг от друга. Это уже не первый раз, когда в условиях пандемии коронавируса высказывания представителей министерств не согласованы. Так, в Минобре почти три недели назад заявляли, что решение Минпросвещения присудить всем финалистам Всероссийской олимпиады школьников дипломов призеров было принято без предварительного обсуждения.
Сходятся стремления лишь в одном: начать учебный год в университетах нужно непременно 1 сентября. Об этом настойчиво просят руководства вузов, рассудив, что чехарда с вступительными экзаменами повлечет за собой финансовые издержки. Однако никакой речи о финансовой поддержке школ и вузов не идет, хотя в этом случае не пришлось бы изобретать велосипед и жертвовать чем придется.
Оба подхода чреваты критичными последствиями. Попробуйте удержите школьников от активного общения до и после экзаменов, если формально вы им это разрешили. А что делать с учителями среднего и преклонного возраста, которые должны наблюдать за процессом? Придется ли детям сидеть в масках? Кроме того, понимают ли в Минпросвещения, что таким решением фактически лишают одиннадцатиклассников альтернативы при выборе вуза? Количество необязательных предметов обычно равняется не двум, а трем, потому что на бюджетное место факультета мечты попасть не так просто, а поступить в университет все-таки хочется, так что всегда должен быть запасной вариант. Сколько не поступивших на бюджет в этом году детей будет потому, что сдать можно было только два экзамена? Своеобразным костылем был всегда и экзамен по русскому языку, высокий балл по которому мог уравновесить менее впечатляющее значение по непрофильному предмету.
С переводом в онлайн тоже все понятно. И недостаток этого подхода даже не в том, что все будут списывать: делать это тоже придется с умом: нужно знать, где можно посмотреть информацию, а это уже полдела. Тут как раз чиновники уловили то, чего так не хватает нашему строгому государству. Позволить детям приложить все усилия для того, чтобы поступить, пусть даже нечестными методами, в условиях, когда они и без того оказались в сложнейшей ситуации, было бы разумно и гуманно. Однако не в большой и бедной стране, где школьники забираются на вышку, чтобы зайти в интернет. Перевод в онлайн, конечно, автоматически приведет к и без того очевидному социальному расслоению, потому что у кого-то из поступающих попросту не хватит ресурсов.
Возможно, в таких сложных условиях, когда ситуация меняется каждый день, стоило бы вообще подарить выпускникам этого года gap year. Пусть вузы продолжат работать со студентами 2 и выше курсов, школы осенью вернутся к преподаванию, а выпускники, как на Западе, использовали бы это время для поиска себя и мягкой адаптации к взрослой жизни, чтобы поступить уже в следующем году. Но в конечном счете и этот вариант упирается в то, сможет ли государство пойти людям навстречу и удвоить количество бюджетных мест в 2021 году. Увы, пока образование остается на периферии сознания властей, образовательные проблемы будут решаться непоследовательно, хаотично и без учета интересов самих школьников».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин