Малый бизнес постепенно выходит из кризиса и получил весомую поддержку. Об этом говорят представители исполнительной и законодательной власти различных уровней. Действительно, на меры поддержки направленны миллиарды рублей, и сейчас в разных регионах говорят о втором и третьем этапе снятия ограничений. Насколько эти этапы логичны и оправданы, а так же ко всем ли пострадавшим предпринимателям дошла помощь? Личным взглядом с «ФедералПресс» поделилась владелица сети кафе здорового питания Янина Герцкина:
«Вся история началась 28 марта, когда премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление о закрытии общепита. Отмечу, что на тот момент у нас в регионе не было ни одного случая заболевания. По внутренним требованиям собственно ничего нового постановление правительства не внесло. Есть определенные нормы для заведений общепита, которые ввели еще в 2015 году. В них указано чем сколько раз мыть. Прописаны все требования к персоналу. То есть это и до 28 марта все соблюдалось.
Далее последовали некие послабления для общепита. Например, разрешили торговлю на вынос. Но, например, у меня в заведении вынос составляет 20% от общего оборота. А в крупных ресторанах это вообще убыточно получается. Доставка - это не средство заработать, а это знак лояльности к клиентам. Естественно, падение оборота сказалось на персонале. Я вынуждена была оставить двух поваров и двух администраторов, которые работали из дома на телефоне.
Вообще же послабления носят странный и противоречивый характер. Например: у меня в кафе в основном люди ходят на бизнес-ланч. То есть пришел, провел здесь 25-30 минут, ушел. Перед его приходом все убрали, только он ушел - за ним снова все убрали. Такой тайминг так же в любой столовой. Но это признано опасным. А спортзалы где человек проводит час – полтора открыли. Или общественный транспорт тот же взять, где люди битком. Так же разрешены летние веранды, но мы не имеем права пустить человека внутрь. Ни под каким предлогом, даже если ему надо руки помыть или в уборную.
Что же касается всех объявленных мер поддержки для бизнеса, то они прошли мимо меня. И не только меня это коснулось. Дело в том, что поддержка оказывалась по основному ОКВЭДу. А у многих основной ОКВЭД указан не тот, который опадает в список поддержки. А поменять его просто оказалось только на бумаге. Простой пример: в налоговую сейчас можно попасть только по записи – это 2-3 недели ожидания. Такая же ситуация с нотариусом. Что уж говорить о предпринимателях, если даже на государственном уровне это оказалось непросто. Еще 25 мая речь о упрощении процедуры смены ОКВЭДов зашла на федеральном уровне. Сегодня 14 июля. Воз и ныне там.
В таких условиях мы терпим огромные убытки. И постоянно приходится балансировать, между перспективой потерять бизнес и риском нарушить закон. Штрафы не шуточные, за нарушение предусмотрен штраф до 1 миллиона рублей для физлиц. Поэтому я как физлицо не рискую. Но многие ИП-шники достаточно уверенно нарушают, поскольку для них штраф меньше гораздо. Они прямо так и говорят: мне выгоднее провести тот же банкет, даже если придется заплатить штраф, я еще в выгоде останусь.
В целом, я не испытываю иллюзий что к сентябрю все вернется к домартовской ситуации. Я думаю, и коллеги мои таких иллюзий не испытывают. Но мы пытаемся достучаться хотя бы до регионального правительства, и обратить внимание на свои проблемы. Пока не могу сказать, что эти обращения увенчались успехом».
Фото: pxhere.com
Экономический кризис