Планов по локдауну в системе образования в связи с пандемией коронавируса нет. Об этом заявил глава Минпросвещения России Сергей Кравцов. Министр подчеркнул, что Москва и другие регионы продолжают работу исходя из рекомендаций и требований органов здравоохранения, а также эпидемиологической ситуации. По данным высокопоставленного чиновника, около 110 российских школ закрыты на карантин из-за коронавируса, 88 школ – из-за ОРВИ и гриппа. Однако рост заболеваемости инфекцией не дает вопросу уйти из повестки. О том, нужно ли сегодня переводить школьников на дистант и какими последствиями это может обернуться, – в авторской колонке социолога, руководителя центра «Региональные исследования» Дмитрия Лобойко:
«На проблему перевода школ на дистанционное обучение неплохо было бы посмотреть социологически и отчасти политически. Здесь есть несколько групп последствий.
Во-первых, школа – это не только место, где передают знания по отдельным предметам, но и институт социализации. Это путь к «атомизации» общества, который зачастую выгоден власти. Но будут и негативные последствия для общественного здоровья с отложенным эффектом, эхо которых будет аукаться долгие годы.
Во-вторых, качество образования при дистанционном обучении страдает. Как преподаватель вуза я вижу это на взрослых студентах, имеющих больше навыков самостоятельной работы и самодисциплины. Со школьниками все сложнее – включать их в работу про дистанционном обучении гораздо сложнее, нежели при очном контакте. К тому же педагогов не готовили к методам удержания внимания, контроля и управления групповой динамикой по Zoom или Skype. Система не готова, и качество образования уже стремительно падает.
В-третьих, если говорить о младших школьниках, то возникает проблема присмотра. Без школы и продленки кому-то из родителей необходимо будет оставить работу, ведь первоклашек одних дома не оставишь. Это серьезно ухудшит материальное положение семей. В России и без того растет бедность, и только по официальной статистике, свыше 13 % населения (фактически каждая седьмая семья) живут на сумму меньше прожиточного минимума. Причем приблизительно две трети таких семей – именно с детьми.
Вместе с тем если не переводить школьников на дистанционное обучение, то сложно будет ограничить их контакты между собой хотя бы в рамках класса. Маски, перчатки и антисептики здесь слабая защита, поскольку проконтролировать соблюдение детьми всех правил безопасности невозможно. Не надо быть врачом-вирусологом, чтобы понять, что обмен заразой будет проходить стремительно. Обогащенную новыми контактами микрофлору дети понесут домой – к братьям и сестрам, родителям и бабушкам с дедушками.
Чтобы этого избежать, изоляция была бы полезна, но... как заставить сидеть дома учащихся средней и старшей школы? Это практически нереально. Они пойдут «нарушать социальную дистанцию» на улицы и в торговые центры, потому как в четырех стенах скучно. Количество контактов только увеличится. Таким образом, отпуская детей из школы, необходимо ограничить их пребывание вне дома. Иначе домашняя самоизоляция учащихся будет профанацией и попыткой властей снять с себя ответственность за рост заболеваемости.
Боюсь, что эффективны только полицейские меры: либо фактическое введение комендантского часа, либо закрытие мест скопления граждан и введение запрета на собрания больше двух-трех человек. Это станет ударом и по экономике, и по психоэмоциональному состоянию отдельных граждан и семей, а также вызовет рост недовольства властями. Альтернативой могло бы стать посещение очных занятий по желанию, с частичным переводом остальных на дистанционное обучение.
Решения властей должны быть понятными, прозрачными и последовательными, потому как хаотичные и постоянно меняющиеся решения вызывают неуверенность населения в дееспособности лиц, принимающих решения. Это уже опасно даже в политическом смысле, так как власть в таком случае теряет лидерские позиции. А ограничения не могут быть слишком жесткими и слишком затянувшимися – их просто перестанут соблюдать».
Фото: ФедералПресс / Елена Аталыкова
Пандемия коронавируса