Доля российских компаний, которые ищут новых сотрудников через знакомых, за последние два года выросла в два раза – с 26 до 50 процентов. К таким выводам пришли в результате исследования эксперты аналитического центра Национального агентства финансовых исследований (НАФИ). В НАФИ утверждают, что компании стали чаще использовать бесплатные каналы рекрутинга, полагаясь в первую очередь на подбор через знакомых. О том, как сегодня лучше искать хорошую работу, «ФедералПресс» рассказала основатель рекрутингового агентства ProPersonnel (Москва) Татьяна Долякова:
«Вспомним посткризисные конец 2014 – 2016-й годы: бизнес и тогда, считая расходы, экономил на внешнем рекрутинге: усиливал свои кадровые службы, приглашал талантливых стажеров, искал кандидатов внутри компаний и развивал институт наставничества, реализовывал программы лояльности для сотрудников. Поиск новых сотрудников осуществляли через job-сайты, социальные сети, сарафанное радио. Однако для поиска топ-менеджеров и руководителей, ключевых сотрудников, редких специалистов многие компании обращались в кадровые агентства, потому как как это более сложный поиск и процесс, требующий больших трудозатрат. Схожую ситуацию мы видели и в 2020 году, когда сложный поиск, хантинг по-прежнему предпочитали отдавать в агентства.
В каких условиях шел подбор новых сотрудников в 2020 году? Так, были пересмотрены бюджеты, уровень финансовой мотивации сотрудников и форматы их работы (снижение зарплат, урезание или отказ от выплаты бонусов, перевод на контракты и тому подобное). Не менее половины компаний провели оптимизацию штата (или столкнулись с ситуацией, когда ценные сотрудники из-за ухудшения условий или переработок переходили на другое место работы). Остро востребованными из-за переводов бизнеса в онлайн и пандемии оказались квалифицированные специалисты в IT, ретейле, онлайн-продажах и продвижении, медицине и фармацевтике, строительстве и недвижимости; руководители, имеющие опыт в различных отраслях. Востребованы специалисты в тех отраслях, где государство дало поддержку (жилая недвижимость).
Рынок труда «кандидатский»: высвободилось довольно большое количество квалифицированных специалистов, но борьба за таланты продолжается. Можно сказать, что рекрутинг как процесс усложнился. Бизнес адаптируется к новым условиям, но, что важно, остро нужны кандидаты с расширенными компетенциями (риск-менеджмент, опыт запуска и продвижения новых продуктов, организация онлайн-мероприятий и тому подобное).
Крупный бизнес активно развивал HR-департаменты в части служб подбора персонала, корпоративного обучения, специалистов по онлайн-коммуникациям и трансформации бизнеса и… рабочего сознания. Корпоративный университет Сбербанка в прошлом году вовлек в образовательный процесс 97 % сотрудников! А Mail.ru Group недавно заявила, что сотрудники компании навсегда останутся работать в «гибридном» графике, сочетая работу в офисе с работой из дома: так более эффективно.
К обычным сезонным колебаниям заявок на подбор в 2020 году добавилась почти двухмесячная пауза в течение апреля – мая (май оказался самым тяжелым месяцем в части поиска работы и подбора персонала), сравнительно небольшое поступление заявок от клиентов в течение полгода.
Но ситуация выровнялась, проявился отложенный спрос на кандидатов. Государство поддержало ряд отраслей, в жилой недвижимости вновь начался подбор сотрудников; очень нужен персонал в ретейле, строительстве. В январе 2021 года вакансии от клиентов поступают довольно активно для этого месяца. Сейчас лучшее время для поиска работы: число вакансий начало расти даже в сферах, где кризис сказался сильнее. Многие рестораны, к примеру, частично переориентировались на доставку продукции на дом и в розничные сети – им нужны сотрудники.
О чем говорят данные исследования НАФИ? Экспертиза компаний (работодателей и агентств) в подборе сотрудников год от года растет. Кандидаты стали опытнее и используют все технологии поиска работы. И те и другие понимают важность системных коммуникаций в поиске, используют широкий пул инструментов и разные способы. Иными словами, подбор нужных специалистов для компаний в 2020 году потребовал от всех участников рынка труда – компаний, кандидатов, рекрутинговых агентств и сервисов – большей активности, роста экспертизы, большего присутствия в онлайн-коммуникациях. Но digital-инструменты и роботы, чат-боты упрощают рутинные операции, могут закрывать простые задачи по подбору. Сложные, уникальные вакансии требуют индивидуального подхода и работы эксперта».
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева