В течение двух ближайших недель Россию ждет снижение цен на ряд видов продуктов. При этом уже есть единые установки, что должен увидеть гражданин, а также как добиться внимания избирателя. Редактор «ФедералПресс» по регионам ЮФО и СКФО Андрей Гусий рассказал о тонкостях работы с ценами на Юге и Кавказе:
«Вообще, история с ценами на продукты с самого начала вызвала много вопросов у экспертов, так как есть ряд ведомств и отделов, существующих за бюджетный счет, за налоги, которые и должны смотреть за ценами, сигнализировать законодателям. Но этого не произошло, поэтому «снова тушат пожары».
Но суть даже не в пропуске сроков, а в том, как это собираются делать и доносить до избирателя, согласно спущенным из федерального центра установкам, которые, конечно же, в общий доступ не транслируются.
Например, с сегодняшнего дня нас ждет множество сообщений о работе региональных комиссий, которые должны вырабатывать предложения и меры по борьбе с повышением цен, есть такая медийная установка. Проблема в том, что формально созданный «круглый стол» в регионах не имеет полномочий для решения таких вопросов, да и даже набранные в комиссии чиновники до получения задания от Москвы не обращали внимание на цены.
К слову о чиновниках. Комиссии, согласно заданию, должны были состоять не только из депутатов и чиновников, но и из общественников, членов многодетных семей, чтобы «получить не просто отчет».
Но выборная кампания 2021 года свелась к отчету регионов перед федеральным центром. Так получилось и с ценами на продукты: не все регионы собрали комиссию, а кто создал – набрал туда депутатов и чиновников. «ФедералПресс» оценил, как регионы справились с поставленной задачей.
История с участием многодетных в составах комиссий имеет несколько смыслов. С одной стороны, они действительно чутко следят за стоимостью продуктов, а с другой – смотря кого позвать.
Дело в том, что блогеры – многодетные матери достаточно хорошо распространяют информацию среди подписчиков – целевой аудитории, тех, кто все обсуждает и при этом ходит на выборы. Это дополнительная медийная поддержка перед выборами, а также голоса. Но регионы, как я писал выше, решили не пользоваться такой возможностью.
Отдельная установка посвящена рейдам по магазинам и рынкам для сравнения цен. И тут возникает множество вопросов.
Например, в спущенных в регионы заданиях нет какого-то конкретного магазина. Иными словами, комиссия может пойти в сетевой магазин одной компании, но не пойти в остальные – как этой фирмы, так и других. А может и вовсе оценить стоимость товаров на рынке или в частной торговой точке на первом этаже многоквартирного дома.
Мы же понимаем, что стоимости будут значительно отличаться, в том числе и у ретейлеров, цены у которых могут варьироваться даже в пределах одного бренда.
К слову, нет в установках и частоты проверки. Можно ходить два раза в день, а можно и вообще один раз прогуляться, зайдя по дороге домой в ближайший магазин.
Интересна и установка по открытию фермерских рынков, которых должно стать больше. Тут проблема заключается в том, что в южных регионах есть целые программы по ярмаркам, которые открывались и до этого, а цены продолжали расти. Теперь это будет показываться как результат работы комиссии, хоть и происходит порой частично за бюджетный счет – за налоги.
И вот мы пришли к тому, что не имеющие полномочий в регионах чиновники выбрали абстрактный магазин – один из нескольких тысяч, проигнорировав рынки и фермерские лавки – и пришли в какой-то конкретный день посмотреть цену «борщевого набора». Но проблема в том, что государство в этом списке не учитывает стоимость мяса.
С одной стороны, можно сказать, что кто-то варит борщ с говядиной, кто-то с курицей, да и даже разные части животного или птицы стоят разные деньги. Понятно, что вырезка будет отличаться по стоимости от ребрышек или от супового набора и так далее – порой в разы.
Но с другой стороны, государство могло взять классический рецепт и ввести определенную категорию мяса в набор. Только делать этого не стали, так как суммы с мясом и без будут значительно различаться. Зачем вызывать раздражение у избирателя накануне такой кампании?
Если оценивать все спущенные в регионы установки, то можно понять: нас ждет широкое обсуждение снижения цен на некоторые овощи – морковь, лук, картофель, свекла, капуста, другие категории товаров и не рассматриваются.
И цены упадут, пусть и временно, хотя традиционно в августе-сентябре они снижаются автоматически на фоне собранного в России урожая. Но дело не в этом: если где-то убудет, то где-то прибудет, никто не будет работать «в минус».
Ряд предпринимателей уже сказали, что будут компенсировать потерю прибыли за счет повышения стоимости других продуктов. Также государство готово компенсировать из бюджета ряд затрат. Но в любом из двух вариантов платит россиянин – за счет других товаров или же в виде налогов.
А предвыборная повестка нас ожидает, судя по установкам, весьма обильная – с громкими заявлениями о победе. Только вот что будет в октябре, в ноябре? Или в декабре, когда перед праздниками поднимаются цены? Главное– сентябрьские выборы пройти на позитиве».
Фото: ФедералПресс / Андрей Гусий
Выборы-2021