Свердловские власти объявили, что в регионе начинает вводиться обязательная вакцинация для части профессий, список которых будет постепенно увеличиваться. Также областные чиновники в 2 раза сократили время действия QR-кодов, подтверждающих наличие прививки от коронавируса: с 12 месяцев до 6. Такой шаг вызвал недоумение у части граждан, которые указывают на противоречие – в Турцию житель Среднего Урала сможет уехать с семимесячным сертификатом, а сходить в кино дома нет. Своим мнением того, почему возникла такая коллизия, с «ФедералПресс» поделился глава Центра европейско-азиатских исследований Андрей Русаков:
«Координация антиковидных мер на национальном и межнациональном уровне – одна из самых больших проблем во всем мире. И это касается не только вопроса QR-кодов, но и признания вакцин. Если вы со «Спутником» сейчас поедете в Европу, то вас туда не пустят, ЕС нашу вакцину не признает. Такая коллизия действительно существует и это ненормально. Это издержки регулирования, возникающие по политическим и экономическим мотивам. Нужна более продвинутая совместная работа на уровне разных государств в борьбе с COVID.
Само решение о принудительной вакцинации и использовании QR-кодов, на мой взгляд, нужное. Потому что вы видите, что происходит в России сейчас: очень много людей заражаются и болеют. Поэтому какие-то элементы контроля необходимы. Но у нас действительно нет четкой последовательности действий.
Мне сложно винить власти в разнобое и закручивании гаек, учитывая что правительство реагирует на увеличение числа заболевших и умерших граждан. Фактически необходимость регулирования есть, поскольку имеются места, где люди заражаются чаще всего. И именно там нужно вводить контроль. Скорее всего, наиболее часто инфицирование происходит в офисах и на общественном транспорте в часы-пик, но какое-то регулирование людских потоков все же надо вводить, чтобы граждане заражались меньше.
Политические механизмы все еще адаптируются к течению болезни. Пандемия застала все государства врасплох и готовых практических мер реагирования на нее не было, эти подходы только вырабатываются. Вот год назад у нас были обсерваторы, а сейчас они канули в лету – люди лечатся дома или в больницах. По большому счету власти все еще ищут механизм адаптации к этой инфекции, что иногда вызывает противоречия. И это естественно, потому что готовых рецептов нет.
Введение QR-кодов – это прежде всего возможность влияния на непривитых людей. Таких противников я тоже не очень понимаю, если только у человека действительно нет медотвода. Для меня загадка, почему люди так упорно избегают вакцинации. Де-факто чиновники, введя обязательную вакцинацию для ряда работающих граждан, прислушались к требованиям врачей.
Непоследовательность действий рождена тем, что мы застали такую пандемию первый раз и в этом вопросе сегодня ведется разведка боем. К ней никто не был готов. Вирус постоянно мутирует, берет уже более молодых и фактически методы борьбы с ним вырабатываются на ходу. QR-коды появились же не просто так, такую практику уже используют за рубежом. И вопрос тут в том, чтобы пресечь наступление локдауна и не дать закрыть людей на замок.
Действительно тот факт, что в Турцию можно улететь с QR-кодом, которому больше полугода, выглядит странно. Я не знаю, почему турецкие власти так либеральны в этом вопросе. В Черногорию вообще пускали даже без ПЦР-тестов, чем пользовались многие наши соотечественники. Такие подходы, скорее всего, связаны с национальными особенностями стран, которые сильно зависят от турпотока.
Их можно понять с точки зрения прагматики – им нужно загрузить туротрасль. А у нас тут идет повседневная жизнь – переполнены больницы, растет смертность и заболеваемость. И государство обязано этот процесс каким-то образом тормозить. Как в первый локдаун, который был нужен для быстрой перестройки медицинской системы и освобождения части больниц под коронавирусных зараженных.
Я все-таки сторонник обязательной вакцинации части профессий и сейчас этот процесс наконец запущен. Как я понимаю, федеральные меры реагирования в этом вопросе были отданы на откуп регионам. Просто методы реакции у каждого региона спонтанные – идет рост заболеваемости и с этим надо что-то делать. При этом делать так, чтобы бизнес больше не попадал под тотальные ограничения и хоть как-то работал. Хотя QR-коды, скорее всего, снизят число посетителей в магазинах.
Но вся суть принимаемых мер сводится к тому, чтобы система здравоохранения могла переварить число поступаемых больных. Наши чиновники нацелены именно на это».
Фото:Komsomolskaya Pravda / Global Look Press / globallookpress.com