С развитием интернета и его доступности населению значительно вырос и объем распространяемого контента. При этом далеко не вся информация в Сети является легальной, более того – из года в год объем материалов, тем или иным образом нарушающих законодательство, становится все больше. В своей колонке Виктор Касаткин, преподаватель Moscow Digital School, разбирает само понятие и сущность нелегального контента, а также правовые способы борьбы с ним – как со стороны государства, так и пострадавших лиц:
«Сегодня под нелегальным контентом понимают две сущности:
1. Материалы, содержание которых нарушает применимое законодательство – нормы о защите детей, о противодействии терроризму и экстремизму;
2. Материалы, распространение которых нарушает права определенных лиц – те самые пиратские фильмы, музыка, книги.
При этом, безусловно, обе категории могут сочетаться одновременно, но с точки зрения экономического влияния наибольшую проблему представляет именно вторая группа. Чаще всего незаконно распространяются фильмы и музыка, но также популярны книги и компьютерные программы в особенности для офисной работы и игр. Так, по данным компании MUSO, за 2020 год по всему миру пиратские сайты посетили около 130 миллиардов раз, при этом 8,3 миллиарда – посещения с территории России. А по данным Group-IB, совокупный объем такого рынка в России составил $59 млн – по сути это средства, которых не досчиталась медиа-индустрия и часть из них – бюджет государства в виде налогов и отчислений.
Как мы видим, существует явное желание потребителей не платить за контент, а получать его бесплатно. Нельзя сказать, что это особенность именно российского рынка – пиратскими сайтами пользуются во всем мире, даже в странах с наиболее высоким уровнем жизни. Выходит, что воздействие на потребителей – не самая эффективная мера: и даже через повышение уровня осведомленности граждан, через социальные проекты, поясняющие правила потребления и распространения контента – у человека остается сильное желание не тратить дополнительные средства на то, что можно получить бесплатно.
Итак, какие же инструменты помогают в борьбе с «пиратами»? В первую очередь это воздействие непосредственно на дистрибьюторов контента. Для этих целей во многих странах приняты так называемые «антипиратские законы», которые направлены на пресечение незаконной деятельности преимущественно посредством блокировки сайтов для доступа с определенной территории. Россия не является исключением – в 2013 году был принят закон № 187-ФЗ, внесший изменения в целый ряд актов и наделивший правообладателей должными средствами для борьбы с «пиратами».
Психолог о реестре токсичного контента: «Непонятно, как это будет работать»
Этот закон позволяет правообладателям обратиться в суд с требованием об удалении конкретной информации. По итогам определения суда Роскомнадзор направляет соответствующее уведомление провайдеру хостинга сайта нарушителя. Если же последний не исполняет требование об удалении материала в трехдневный срок, то РКН уже самостоятельно через операторов связи осуществляет ограничение доступа к контенту. В случае неоднократных нарушений со стороны владельца сайта суд рассматривает уже вопрос о вечной блокировке домена, разблокировка которого будет возможна, только если изначальное решение будет отменено вышестоящим судом.
Пытаются ли владельцы заблокированных сайтов найти возможность обойти ограничения и продолжить деятельность? Конечно, и помогают им в этом технологии по созданию «зеркал» основных сайтов. В этом случае вся техническая часть портала и его контент просто перемещаются на домен с названием очень похожим на оригинальное, отличающимся буквально на несколько символов так, чтобы пользователь без особого труда смог найти ресурс. В случае обнаружения копии оригинального сайта правообладателю не обязательно вновь обращаться в суд – достаточно получить заключение эксперта Минцифры о схожести сайтов.
Возникает вопрос: а как потребители нелегального контента находят нужные им сайты? Здесь стоит сказать о еще одних субъектах этого рынка – поисковых системах, ведь именно через них зритель получает желаемые ссылки. Уже давно была подчеркнута ключевая роль поисковиков в распространении пиратских сайтов, но долгое время у правообладателей не было должных рычагов воздействия. Итогом решения проблемы стал меморандум о сотрудничестве в борьбе с пиратским контентом, подписанный в 2018 году с одной стороны группой интернет-компаний, а с другой – правообладателями. Этот документ позволил последним разрешать возникшие с поисковиками споры до суда при помощи удаления пиратских ссылок. Также был создан реестр сайтов, которые незаконно размещают нелегальный контент. Поисковики, в свою очередь, обязались проверять данный список каждые пять минут и исключать указанные там ссылки из поисковой выдачи. Результат определенно можно назвать удачным – по данным участников меморандума, за время его действия было заблокировано 25 млн ссылок.
В похожей с поисковиками ситуации находятся сайты, на которых размещается пользовательский контент – информационные посредники.
Информационный посредник – это лицо, которое предоставляет возможность размещать материалы, но при этом оно не инициирует эту передачу, не одобряет и не изменяет, и вообще не знает о его содержании. К таким посредникам можно отнести социальные сети, стриминговые платформы, облачные хранилища – все эти площадки не принимают участия в создании и размещении контента, а только предоставляют для этого технические средства. Нередко такие ресурсы используются для размещения нелегальных трансляций спортивных мероприятий. Так, особой популярностью у «пиратов» пользуются зарубежные хоккейные и футбольные лиги в силу наличия у них функционала для осуществления вещания в прямом эфире. Соответственно и ищут нарушения в таких случаях не производители фильмов и сериалов, а телеканалы.
Когда проблема пиратства только стала насущной, было сложно заранее предусмотреть, чем закончится иск правообладателя к платформе, но сейчас суды выработали прозрачные и понятные для рынка подходы, а информационные посредники умело подстроились под новые требования, выполнение которых освобождает их от ответственности за размещенный на платформе контент.
Несмотря на наличие множества правовых механизмов борьбы с «пиратами», как и через воздействие на них непосредственно, так и через ограничение возможностей найти их сайты через поисковики, считать вопрос полностью решенным нельзя.
На мой взгляд, одна из наиболее эффективных зон воздействия на «пиратов» – это запрет на извлечение прибыли нелегальными сайтами, поскольку основным источником дохода большинства является размещение рекламы, причем не всегда законной. Введение на законодательном уровне запрета для рекламодателей, как прямых, так и рекламных сетей на размещение материалов на пиратских сайтах в значительной мере помог бы избежать дальнейшего распространения нелегального контента.
Однако эта мера повлияет только на сервисы, размещающие копии фильмов, сериалов, музыки, но не на торрент-трекеры, которые зачастую организованы энтузиастами, борющимися за свободу доступа к контенту. Такие сайты создаются не для целей извлечения прибыли, а как средство противодействия тому, что они называют «монополией правообладателей». Так, по мнению основателей торрентов, потребитель не должен платить существенные суммы за контент, который мог бы распространяться бесплатно. С подобными явлениями бороться возможно только путем применения мер персональной ответственности непосредственно к их основателям – для этого необходимые правовые механизмы уже существуют».
Фото: ФедералПресс / Елена Майорова