«ФедералПресс» продолжает цикл материалов о том, как региональные эксперты видят будущее российской национальной идеи. Внятно сформулировать образ будущего власти пока не удалось, но после 2022 года ситуация может измениться. О том, чем современным идеологам могут помочь практики Советского Союза и западных корпораций, «ФедералПресс» рассказал культуролог, кандидат философских наук из Екатеринбурга Георгий Цеплаков:
«Национальная идея», «образ будущего», «идеология» – слова, важность которых ощущается, начиная с крушения СССР. Но смысл этих слов все понимают по-разному, дискуссии о них редки. Поэтому любой разговор на их счет почти всегда обречен на неудачу.
Я ожидаю, что после 2022 года изменится прежде всего эта ситуация. Важно определить, что является маяками, ценностно-целевыми ориентирами. И вопреки ожиданиям многих невозможно сформулировать одну идею/идеологему, один образ. Мировая практика – и историческая, и деловая, и социальная – показывает, что нужно говорить о системе идей/ образов.
Вспомните, как это было в СССР: там были месячные и квартальные планы, которые зависели от планов на год и планов пятилетних. Пятилетние планы вписывались в планы двадцатилетние. Помните – «к 2000 году каждая советская семья…» и т. д. И наконец, была идея идей, образ образов – строительство коммунизма. СССР и распался, когда основная часть населения перестала верить в этот центральный концепт. Но система целей и ценностей работала десятилетиями.
Вам не нравится опыт СССР? Возьмите любую современную западную корпорацию. Вы увидите, что в корпоративной культуре любой организации также есть четыре вида целей: операционные (на месяц-квартал), стратегические (до 5 лет), так называемое видение (амбициозная цель на 20–30 лет) и, как говорят американские стратеги, миссия (социальная цель существования компании, если забыть про прибыль).
Вопрос: вы можете назвать цель России на срок больше одного года? И я не могу. Это означает, что сейчас у нас нет целостной системы целей и ценностей. Я надеюсь, что после 2022 года она появится. Существуют специальные технологии, как ее создать. Тут не надо изобретать велосипед.
Если подобную систему целей сформулировать как надо, то она будет соотноситься с региональными идеями и идентичностями. Представьте себе, в большой корпорации руководство формулирует систему целей и показателей. У вас же не возникает вопросов, будет ли их выполнять производственный отдел, или отдел маркетинга, или отдел продаж. Если сформулировать набор целей и ценностей системно и без парадоксов и создать систему вовлечения людей, то, уверяю вас, части регионально-властной вертикали отлично все считают. Проблема в том, что проактивная долгосрочная система целей не сформулирована. Вопрос Пушкина «Куда ж нам плыть?» актуален как никогда».
Фото: ФедералПресс /Дмитрий Барков