TikTok является одной из популярнейших соцсетей, которой пользуются люди по всему миру. Однако это не просто забавное приложение для просмотра коротких видео, считает член Общественной палаты Российской Федерации, первый заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов (ИСИП) РУДН Никита Данюк:
«На днях в США подали в суд на TikTok и ее материнскую компанию ByteDance. Обвинения очень страшные: мать девочки, погибшей из-за участия в челлендже с удушением, утверждает, что именно алгоритмы платформы «подсунули» ребенку видео об опасном Blackout Challenge. В 2021 году аналогичная трагедия случилась в Италии, в результате чего в стране временно ограничили доступ к аккаунтам пользователей, чей возраст не мог быть точно верифицирован. Сейчас в американском иске заявлено, что были и другие жертвы челленджа.
Казалось бы, куда смотрели те, кто настраивали алгоритм крупнейшего приложения, рекомендовавший детям подобный в прямом смысле убийственный контент? Думаю, они смотрели в совершенно другую сторону: занимались политическими играми и манипуляциями – вместо того, чтобы обеспечивать пользовательскую безопасность.
Те, кто до сих пор считают TikTok не более чем забавным приложением для просмотра коротких видео, сильно заблуждаются. Сейчас это популярнейшая соцсеть, которой пользуется более одного миллиарда человек. Контроль или даже доступ к его алгоритмам рекомендаций или модерации контента фактически дают возможность диктовать, что увидят люди по всему миру – или чего они не увидят. И, разумеется, в США не могли этим не заинтересоваться.
Вернемся в 2020 год, когда бывший американский президент Дональд Трамп подписал указ о закрытии TikTok в течение 45 дней, если он не будет продан американскому покупателю. Китайская платформа была объявлена большой угрозой для национальной безопасности Соединенных Штатов. Владеющая TikTok ByteDance, желающая сохранить рынок, сначала заключила сделку о продаже TikTok с Microsoft, а затем с Oracle и Walmart. А потом в начале 2021 года новая администрация Джо Байдена без объяснения причин незаметно отменила требование о продаже на неопределенный срок.
Это решение вызвало недоумение как у покупателей, так и у тех, кто наблюдал за сделкой. Но изменения в штате TikTok после 2020 года позволяют предположить, что новое американское руководство решило не избавляться от соцсети потому, что по достоинству оценило потенциал власти над ней. И хотя американский Белый дом якобы только недавно начал активно работать с TikTok, в частности брифовать инфлюенсеров на освещение украинской повестки, на самом деле изначально китайское приложение уже больше года не может таковым считаться. Вашингтон залез в него так сильно, что сказать «Большой брат следит за тиктокерами» было бы некорректно. Большой брат решает, что им показывать, и настраивает тонкие струны алгоритмов, чтобы инструмент под названием TikTok играл именно те мелодии, что ему нужны.
Изучение биографии десятков ключевых сотрудников соцсети, пришедших в компанию после 2020 года, открывает по-настоящему удивительные и тревожные «совпадения». Так, например, новый руководитель направления контентной политики в TikTok Canada – Александр Корбейл – также является вице-президентом Канадской ассоциации НАТО. А пришел сюда этот уважаемый господин из SecDev Foundation – аналитического центра по безопасности, финансируемого Госдепартаментом США. Работа специалиста в этой организации была сосредоточена на вопросах безопасности на Ближнем Востоке, в частности, в Сирии.
Менеджер по глобальной продуктовой политике компании – Айше Кочак – до прихода в TikTok три года работала тоже в НАТО, где специализировалась на ближневосточной политике и даже провела годичный тур по Ираку в качестве заместителя высокопоставленного представителя организации. А новый менеджер по функционалу соцсети (Feature Policy Manager) Грег Андерсен, согласно собственному профилю в LinkedIn, до 2019 года работал над «психологическими операциями» для НАТО.
Однако Альянс – это не единственная организация, внезапно ставшая кузницей кадров для TikTok. Крис Робертс, новый глобальный руководитель компании по вопросам честности и аутентичности, ранее занимал хорошую должность в Albright Stonebridge Group (ASG) – мощной стратегической и консалтинговой фирме, основанной покойным госсекретарем Мадлен Олбрайт. ASG «поставила» множество кадров для администрации Джо Байдена: не менее 10 сотрудников этой организации были назначены на ключевые должности в сфере национальной безопасности, внутренней и внешней политики.
На своей новой должности в TikTok господин Робертс, выходец из этой организации, борется с дезинформацией, скрытой деятельностью по оказанию влияния и спамом, что довольно иронично, ведь его коллеги – это бывшие сотрудники ЦРУ. Так, недавно к команде TikTok в качестве аналитика отдела доверия и безопасности присоединился Бо Паттесон. До этого он работал в ЦРУ и Госдепе, а согласно его профилю в социальных сетях, он еще и офицер военной разведки армии США. Вместе с Паттесоном над доверием и безопасностью в TikTok работает Виктория Маккалоу, ранее трудившаяся в Министерстве внутренней безопасности и Белом доме.
Конечно, то, что чиновники НАТО и агенты ЦРУ вдруг решили переквалифицироваться в специалистов по контенту и безопасности, неслучайно. Конечно, такая ситуация не только в TikTok: американский истеблишмент и связанные с ним структуры довольно тесно «интегрировались» и в других гигантов Силиконовой долины. И, конечно, это совершенно ненормально и неприемлемо, что небольшая группа политически ангажированных людей решает, как настраивать алгоритмы рекомендаций, принцип работы которых совершенно непонятен пользователям, а также отвечает за политику модерации, определяющую то, что миллиарды из нас видят каждый день.
Очевидно, что подобный контингент обосновался в руководстве соцсетей прочно и надолго. Что обычные люди и другие государства могут сделать, чтобы сервисы перестали использоваться для манипуляций и угрожать пользовательской безопасности? Добиваться от них прозрачности и устанавливать общественный и государственный контроль. Политика модерации должна быть четкой и понятной, без расплывчатых и по-разному интерпретируемых формулировок. Работа алгоритмов должна быть у всех на виду: мы должны понимать, какие наши данные используются, в каком объеме, по какой, если угодно, формуле нам подбирается и показывается контент. А что самое важное – мы должны иметь возможность такие рекомендации отключать, самостоятельно решая, что видим и чего не видим. Только добиваясь открытости, мы можем снизить риски того, что нами попытаются управлять в прозападных интересах – или что наша безопасность будет поставлена на карту в угоду политическому заказу американского истеблишмента».
Фото: John Nacion / Keystone Press Agency / globallookpress.com