С конца февраля ранее редкое слово «релокация» стало популярным. Россияне не раз слышали мрачные прогнозы о том, что все ИТ-специалисты сбегут заграницу. СМИ публиковали пугающие цифры уехавших. Однако на деле выясняется, что отъезд во многих случаях был продиктован паникой и неопределенностью. Рустам Сагдатулин, директор Региональной общественной организации «Центр Интернет-технологий» (РОЦИТ), попробовал разобраться, что изменилось в отечественной ИТ-сфере, и как ведут себя специалисты сейчас.
«Уже по прошествии времени можно смело сказать, что всеобщая истерия была сильно преувеличена. По данным РУССОФТ, российский ИТ-бизнес в сфере разработки программного обеспечения потерял из-за отъезда специалистов за рубеж около 8 000 человек. Да, неприятно, но это и не десятки тысяч, о которых говорилось изначально в потоке негативных настроений общества. По заявлению министра цифрового развития РФ Максута Шадаева, практически весь костяк ИТ-специалистов крупных российских компаний остался в стране. Более того: уехавшие «передохнули» и сейчас начали возвращаться – число выехавших из страны и вернувшихся в Россию уже сравнялось. Подтверждают это и результаты анализа операторов связи по SIM-картам: согласно ему, 80 % тех, кто уехал с 24 февраля, вернулись в страну. Значимую часть этой аудитории составляют айтишники.
Почему так произошло? Чем вызвана резкая смена настроений российского ИТ-сообщества? Я думаю, причин несколько, но разделить их можно условно на две большие категории: трудности, возникшие за рубежом, и позитивные тенденции в российской ИТ-отрасли, снижающие стимул релоцироваться.
Конечно, у соседа трава всегда зеленее, но реальность такова, что при переезде в другое государство многие россияне, и айтишники в том числе, сталкиваются с рядом проблем. Прежде всего, «своим» всегда отдается предпочтение: по сути, даже если вы очень хороший и трудолюбивый сотрудник, компании предпочтут взять на более высокую должность, оклад или просто продвинуть по карьерной лестнице местного специалиста, нежели иностранца. Еще до событий этого года многие уехавшие айтишники отмечали, что для них существует определенный «стеклянный потолок», через который пробиться не так-то просто. Сейчас это «стекло» стало почти пуленепробиваемым.
Профессиональные трудности сопровождают и бытовые проблемы, связанные с отношением к россиянам в ряде стран. Например, многие наши граждане столкнулись с проблемой взаимодействия с местными банками: ряд финансовых организаций весьма неохотно сотрудничают с теми, у кого имеется российский паспорт. К тому же, как ни крути, жизнь за рубежом дороже, чем в России: даже в считающихся демократичными Армении и Грузии вырос ценник, например, на жилье.
В России же айтишникам создают максимально комфортные условия. В первую очередь, конечно, с подачи государства, которое за предыдущие 2 года приняло уже два пакета мер поддержки. А с началом санкционного давления, вызванного проведением специальной операции, молниеносно представило еще несколько очень значимых привилегий.
Здесь важны два момента: во-первых, эти меры во многом социально ориентированы, то есть решают проблемы не компаний, а конкретных людей – ИТ-специалистов. А во-вторых, они очень быстро перешли с бумаги на практику. Неудивительно, что спрос на них среди тех айтишников, кто остался, довольно высокий. Так, по сообщениям Минцифры, почти 2 тысячи российских ИТ-компаний уже подали заявки на отсрочку от армии для своих сотрудников. Согласно обращениям, на подобную льготу претендуют более 8700 человек. Более 8900 организаций попали в реестр аккредитованных компаний, сотрудники которых могут получать льготную ипотеку по ставке до 5 %. А банки, тем временем, получили уже более 2 тысяч заявок по вышеупомянутой программе.
ИТ-организации тоже не медлят с получением привилегий: только за последний месяц Минцифры получило более 300 заявок от компаний на включение их продуктов в реестр отечественного программного обеспечения (ПО). Льготополучателей в сфере ИТ может стать еще больше: Минфин предложил упростить критерии для тех, кто может претендовать на налоговый маневр.
Помимо того, что российская отрасль активно поддерживается государством, ИТ-сфера сейчас в принципе в нашей стране очень востребована. И власти, и бизнес заинтересованы в найме айтишников и создании для них максимально комфортных условий. Так, в мае 2022 года на HeadHunter было размещено 68 тыс. вакансий в ИТ-сфере. Спрос на специалистов высокий и в государственном секторе. С конца февраля по март 2022 года здесь появилось около 2700 предложений. В сравнении с аналогичным периодом 2021 года это на 108 % больше. Кроме того, за российскими ИТ-специалистами выстроилась очередь и среди банков, которые нарастили число открытых вакансий для кандидатов – здесь оно выросло в 2,2 раза.
Таким образом, несмотря на тревожные предсказания, которые массово тиражировались в начале весны, реальные цифры говорят о том, что опасения были несколько преувеличены. Отрасль чувствует себя вполне уверенно, панические настроения поутихли, а наша страна взяла твердый курс на импортозамещение, саморазвитие и укрепление цифрового суверенитета.
Дальше – больше: госкомпаниям ограничат бюджет на разработку собственного ПО, освободив, таким образом, простор для развития негосударственных ИТ-звеньев. Такой шаг заставит госсектор закупать софт у отечественных ИТ-компаний и приведет к сокращению программ, дублирующих друг друга. А это значит, что российских айтишников ждут задачи для изобретений и наращивания профессиональных навыков».
Фото: РИА Новости/Максим Богодвид