Вскоре после начала спецоперации России на Украине стало понятно, что одной из самых пострадавших культурных отраслей в стране станет киноиндустрия. Кинотеатры потеряли больше половины фильмов, которые ранее шли в прокате, что привело к колоссальным убыткам и закрытию залов. Заместитель редактора «ФедералПресс» в Приволжье Мира Майнд рассуждает, кто в этом виноват и остались ли способы спасти убыточную отрасль от окончательного краха:
«Приехали на «Бэтмена» – попали на эвакуацию. Примерно так у нас с друзьями прошла попытка попасть на первую западную премьеру фильма после начала спецоперации на Украине. В Нижнем Новгороде, как и во многих городах Приволжья, некие несознательные граждане повадились лжеминировать места скопления людей. И ладно бы суды – ТЦ «Небо» (где и расположен кинотеатр) эвакуируют из-за сообщений о фейковых бомбах чуть ли не каждую неделю.
Зато появилось время, стоя на улице под ливнем, поразмышлять о том, почему у нас этого «Бэтмена» вообще показывают и что ждет российскую киноиндустрию в целом. Как известно, показ картины был отменен в марте киностудией Warner Bros. за день до премьеры, причиной были украинские события. Однако к июню Ассоциация владельцев кинотеатров нашла лазейку, которая все же позволила выпустить фильм на большие экраны. Прокат начался «на основании ранее заключенных лицензионных договоров», однако только в отдельных кинотеатрах. И это не значит, что теперь со всеми остальными фильмами будет так же.
По информации РИА «Новости», официального запрета от студии в РФ так и не поступило – пришло лишь «письмо, что кинотеатры должны не показывать». Можно предположить, что у фильма уже было прокатное удостоверение, зарегистрированное в Минкульте, поэтому его и удалось выпустить на экраны. Кинотеатры дождались указа президента, разрешающего расторгать договор с правообладателем в одностороннем порядке, и выпустили «Бэтмена» на экраны.
Скорее всего, это схема, которая «прокатила» у российской киноиндустрии лишь один раз. Все остальные новые западные фильмы не смогут даже приблизиться к российскому зрителю легальным путем. Далее мы получим один из двух вариантов: или очередной «Марвел» в сомнительном качестве, скачанный с торрентов и показанный на больших экранах, или засилье старых советских и новых российских фильмов при полном отсутствии западных новинок. И то и другое неминуемо влечет за собой закат массовой киноиндустрии в РФ.
Проиллюстрировать начало заката можно не только трейлером одной из новых российских картин, но и с помощью цифр. В марте по России кассовые сборы упали на 44 %, а в апреле уже на 54 % (по данным Ассоциации владельцев кинотеатров). Организация подсчитала, что в апреле 2021 года в кино сходили 10,65 млн зрителей, а в апреле 2022-го – только 5,06 миллиона. Посещаемость весной этого года упала на 49 % – это можно напрямую связать с уходом из проката иностранных фильмов, не ошибетесь.
Ведет это все к тому, что, как ни печально, масса кинотеатров и сетей закроется и разорится. Нижний Новгород уже потерял легендарный «Электрон», и закрытия будут продолжаться. Мне кажется, что российское кино не способно восполнить потерю западных картин в принципе – разумнее будет направить усилия на поддержку тех кинозалов, что смогут пережить кризис и найти новые пути заработка.
Что делать? Кроме очевидного «начать уже снимать нормально не только артхаус» и «помириться с западными партнерами на каких-либо основаниях», ничего особенно в голову не приходит. Возможно, спрос на услуги кинотеатров сможет повысить аренда помещений на компанию – я уже видела эту услугу в Нижнем Новгороде. Группа людей арендует под себя целый зал, выбирает любой фильм из кинотеки и веселится в узком кругу – это ли не отличный план на выходной? Подобных креативных решений может быть масса, начиная от аренды под коллективы и корпоративы и заканчивая романтическими вечеринками для двоих.
Ну и, конечно, очень не помешала бы господдержка отрасли, раз уж она так дорога нашим властям. Хотя бы в виде субсидий на первое время, чтобы избежать закрытия большей части кинозалов. Я сейчас говорю про реальные меры поддержки, а не про страннейшие (мягко говоря) идеи главы Минкульта РФ Ольги Любимовой сделать из кинотеатров «передержку для детей», чтобы получить дотации. Напомню, министр предложила кинозалам забирать детей у родителей на четыре часа, чтобы показать мультики и сделать аквагрим. Не нужно быть экспертом для того, чтобы осознать заведомую провальность подобных затей».
Фото: Федерал Пресс / Полина Зиновьева