Который год подряд Нижний Новгород топит при первом серьезном дожде. Администрация традиционно валит всё на ливневую канализацию: испокон веков она у нас изношена, и всегда почему-то на 90 %. Что тут не так, размышляет окружной редактор «ФедералПресс» по ПФО Иван Бушман:
Deja vu
«В связи с недавним сильным ливнем и затоплением части улиц города Юрий Шалабаев заявил, что хорошо, как и все нижегородцы, знаком с этой проблемой. По его словам, в Нижнем Новгороде чуть более 450 километров ливневой канализации, что примерно в четыре раза меньше норматива. При этом существующая ливневка изношена на 90 процентов. Для ее нормальной работы нужно дополнительное финансирование».
Вы думаете, это я пересказываю вам новость о том, что Юрий Шалабаев заявил по поводу недавнего потопа? Как говорится, да, но нет. Да – потому что примерно такое он на днях действительно заявлял. Нет – потому что эти слова он говорил на самом деле в 2020-м, когда еще был исполняющим обязанности мэра. Помните, в городе прошел мощный майский ливень и даже случился оползень на Зеленском съезде? Так вот, в интервью г-ну Резонтову двухлетней давности звучат ровно те же тезисы, что и в 2022-м.
Более того, все то же самое с незначительными вариациями говорят ВСЕ мэры Нижнего Новгорода до единого, комментируя случившиеся дожди и подтопления. Словно туза из рукава, достают они факт изношенности городской ливневой канализации на 90 процентов, а обыватели снова ужасаются. Да-да, конечно, нужно больше средств!
Вот, например, цитата с брифинга Владимира Панова в 2019-м. Да полноте, вот Олег Кондрашов в 2011 году оперирует той же математикой – десять, мол, процентов от ливневки только функционирует, надо что-то делать!
Нужно больше золота
К слову о средствах. Олега Кондрашова можно, наверное, понять и молчаливо ему посочувствовать: в шанцевские времена бюджет Нижнего Новгорода был хронически мал и тратился большей частью на затыкание самых неотложных дыр. Сумма даже в 10 миллионов рублей изыскивалась с огромным скрипом и урезанием пайков.
Однако с приходом Никитина, установлением одноглавой системы управления городом и прочими тектоническими подвижками деньги в бюджете появились. И мэры принялись говорить уже не о латании дыр, а о победе над давней нижегородской бедой – который десяток лет изношенными ровно на 90% ливневками.
Причем – забавный факт – чем больше денег появлялось в регионе (а он накачивался федеральными деньгами то от ЧМ-18, то от празднования 800-летия, то просто от лоббистских возможностей губернатора), тем все более внушительной становилась сумма, нужная городской администрации на окончательную победу.
Владимир Панов говорил на своем брифинге о 600 миллионах в целом. Юрий Шалабаев образца 2020 года – о ста миллионах «только на первостепенное решение проблемы». Его, судя по всему, услышали: в 2021 году на ливневки было выделено 116 миллионов, в 2022-м – 150 миллионов.
15 июля 2022 года в прямом эфире на своем телеграм-канале Шалабаев сказал, что общая сумма ремонта все еще изношенной на 90% ливневой канализации города составит 9 миллиардов рублей. Что, конечно, очень много, но зато «мы стали выделять в разы больше денег на решение локальных проблем».
А через три дня грянул ливень, и город привычно ушел «на дно». Черный пруд и Алексеевская снова демонстрировали нам автомобили по окна в воде, тут и там отваливалось благоустройство, и в целом делалось понятно, что родная «изношенная на 90%» ливневка по-прежнему с нами.
Выводы, Ковальски?
Конечно, спрос за косяки команды всегда возлагается на капитана, но я бы не стал кричать «это все вина Шалабаев, гоните его в шею!» И вот почему.
Сдается мне, г-н Шалабаев свято был уверен, что сделал в вопросе починки ливневки все, что мог. Иначе я не могу трактовать его интервью в стиле «мои главные достижения – ремонт ливневок и новое освещение». Это ведь действительно критично важный для него участок работы: разобраться с ливневками ему поручал лично губернатор в том самом приснопамятном 2020-м, в самом начале карьеры мэра, и губернатор за нее и спросит.
Казалось бы, да что сложного – возьми да отремонтируй хотя бы самое больное место всех этих потопов, район Алексеевской – Черного пруда. Потрать на них, я не знаю, миллионов 30 из общей суммы в 116, переложи полностью трубы. Почему этого не было сделано, а, г-н Шалабаев?
Но смотрите-ка: именно это и было сделано. Вот г-н Ежков, директор МКУ «Управление инженерной защиты территорий города Нижнего Новгорода», так словами прямо и заявляет в марте 2021 года:
«На содержание ливневой канализации в этом году выделено 116 млн рублей, в том числе 30 млн рублей – на ремонт коллектора на улице Алексеевской».
В это самое время, как он это заявляет, на Алексеевской уже два месяца как идет ремонт – роют трубы, кладут колодцы, нанятый «Управлением инженерной защиты» подрядчик обещает закончить все к 30 июня.
И после этого в списках «точечных усилений» (например, на 2022 год) район Алексеевской вообще не появлялся.
О чем нам это говорит? О том, что, кажется, кто-то крепко подвел своего шефа перед лицом губернатора и возмущенных горожан. И шефу приходится делать хорошую мину при плохой игре – мол, тут бы никакая ливневка не справилась, там труба не того диаметра. При этом на условиях анонимности доносятся сведения, что по факту ливневки даже не обследуются толком, не то что не ремонтируются (и в таком случае возникают вопросы, куда же ушли те двести с лишним миллионов рублей за последние два года).
...Я уверен, из произошедшего должны последовать оргвыводы. Если вот прямо сейчас, через сутки-двое после потопа на всего год как отремонтрованной Алексеевской, господину Ежкову и прочим ответственным за это не прилетает трендюлей вплоть до постановки вопроса о служебном соответствии, то да, пожалуй, есть вопросы уже к мэру Шалабаеву.
Фото: ФедералПресс / Иван Бушман