На Украине рушат храмы и арестовывают священников. Из древнейшей святыни – Киево-Печерской лавры, выгоняют священноначалие и иноков. Власти страны разрешают им остаться только при условии перехода в раскольническую ПЦУ. Что происходит в обители, что будет с монахами, имеют ли они право оставить лавру и какие возможны пути развития событий, «ФедералПресс» рассказал клирик Петербургской епархии протоиерей Константин Костромин:
«Проблема комплексная. Она связана с военными обстоятельствами и с политикой нынешних украинских властей. В целом украинские власти не просто хотят контролировать религиозную сферу, а принципиально изменить правила игры в ней, передать особые права другой конфессии. Таким образом, они пошли по пути, который уже был в истории отработан. Речь идет о кампании по изъятию церковных ценностей в советское время. В прошлом году отмечалось столетие этих событий. Фактически украинское руководство сейчас делает то же самое с Киево-Печерской лаврой и другими с храмами на Украине.
В те времена советское государство не собиралось передавать изъятые ценности другой религиозной структуре, но она тоже была – это обновленческая церковь. Поскольку украинские власти о себе как об атеистических не заявляют, они просто передают имущество конкурирующей организации – ПЦУ. Причина такого механизма проста – церковь очень трудно уязвить в религиозной сфере, потому что она этим занимается «профессионально», то есть полностью вовлечена в религиозную жизнь, и реальную конкуренцию ей практически никто составить там не может. Ударить по церкви можно в том, в чем она зависима от государства. Это вопросы имущественного и финансового характера.
В существующей ситуации перед насельниками обители открываются несколько путей. Первый – это защита, стояние в Киево-Печерской лавре, поскольку это не только стены, а история, монашеская школа, святыни. Это приведет к репрессиям. Наместник Киево-Печерской лавры митрополит Павел уже арестован. Если кто-то сможет возглавить сопротивление вместо него, то тогда полетят и другие головы. В церкви это всегда называлось мученичеством, но решиться на него трудно.
Монахи могут перейти в другие действующие монастыри страны, если власти заберут лавру и отдадут ее кому-то другому. В разных районах Украины взаимоотношения с властями отличаются. Пока есть куда уходить. Также монахи могут приехать в Россию. Русская Православная Церковь их поддержит. Я думаю, что их примут вполне охотно, поскольку это братья во Христе.
Третий путь, который позволил монашеству какое-то время выживать в советские годы, это перерегистрировать свои общины как трудовые артели, то есть нерелигиозные организации, и уходить в условное подполье – жить в квартирах, в частных домах и т.д.
ПЦУ – является, конечно, религиозной организацией, у нее появилась определенная степень легитимности, когда в украинские дела вмешался Вселенский патриарх, и ее признали четыре поместные церкви, но нужно понимать, что принципы легитимизации могут быть разными. Конечно, нужно было проверять входящих в нее клириков, узнавать, кто они, нет ли там проступков в церковной сфере и создавать религиозную организацию, которая не только будет признана, но еще и сама по себе будет соответствовать христианским принципам. Этого не было соблюдено. Доверия, с точки зрения веры, к ПЦУ крайне мало в православном мире. На каждом вечернем богослужении поются слова псалма: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых». Вот ПЦУ – это как раз совет нечестивых, куда лучше не ходить».
Фото: РИА Новости / Стрингер
Эксклюзивы «ФедералПресс»