Первые дебаты кандидатов на пост президента РФ прошли в телевизионном формате. О важных аспектах дискуссии политиков и значении дебатов для электорального процесса рассказал политический консультант, заместитель председателя Общественной палаты Нижнего Новгорода Роман Пермяков:
«Сегодня стартовали дебаты кандидатов в президенты РФ, в которых изъявили желание принять участие трое кандидатов – Леонид Слуцкий (ЛДПР), Николай Харитонов (КПРФ) и Владислав Даванков («Новые люди»). Избирательный штаб Владимира Путина официально уведомил ЦИК об отказе от участия в дебатах – очевидно, что президентский график в это время очень плотный и президент даже при всем желании не может принимать в них участие, не прервав исполнение важнейших для государства функций.
Свою программу избирателям глава государства раскрывает в каждодневных реальных делах и проектах, а уровень его поддержки, согласно всем возможным опросам, несоизмеримо выше, чем у остальных кандидатов, поэтому соперничать в формате дебатов с Даванковым-Харитоновым-Слуцким, при всем к ним уважении, президенту нет никакой необходимости. Решение штаба здесь вполне понятное и объяснимое и вытекает как из электоральных законов («правила сообщающихся электоральных сосудов», когда однозначному лидеру гонки нежелательно дебатировать с кандидатами рангом ниже), так и с точки зрения государственной целесообразности.
При этом дебаты для остальных кандидатов, между которыми разворачивается интригующая борьба за второе место, имеют важное значение, и не только персонально для кандидатов, но и для парламентских партий, которые они представляют. Выражаясь олимпийскими терминами, борьба идет не только в личном зачете, но и в командном – на кону во многом статус главной оппозиционной партии. Дебаты – одна из лучших площадок, в ходе которой кандидаты и партии, которые они представляют, могут в конкурентной борьбе представить свои программы, презентовать проекты и побороться за голоса избирателей – не только своих ядерных электоральных групп, но и перетянуть на себя голоса неопределившихся.
Примечательно, что в первых дебатах, которые во многом задают тон всей кампании, лично смогли принять участие только двое кандидатов – Владислав Даванков («Новые люди») и Николай Харитонов (КПРФ). ЛДПР представляло доверенное лицо Леонида Слуцкого – Никита Березин. Это допустимо законом: согласно статье 52 ФЗ «О выборах президента РФ», в дебатах на федеральных каналах «кандидаты могут участвовать только лично», однако если в этот день кандидат болеет или выполняет должностные обязанности, вместо него на дебаты может прийти его доверенное лицо. Однако отсутствие основного кандидата, конечно, не могло не отразиться на их результатах – представителю ЛДПР Березину, очевидно, было сложнее дебатировать с двумя другими кандидатами в президенты. Полагаю, что у Слуцкого действительно были существенные причины пропустить первые дебаты, но избирателям важно увидеть самого кандидата. Если для Путина пропуск дебатов не имеет существенного значения, то в случае со Слуцким это может стать определяющим фактором. Слуцкий весьма опытный публичный политик и мог бы хорошо выглядеть в формате дебатов.
Символично, что первые дебаты кандидатов были посвящены теме образования. Сигнал о приоритетности. Примечательно, что все кандидаты были солидарны в двух аспектах: поддержке взятого стратегического курса на реформирование системы образования с целью укрепления ее суверенитета (в частности, ухода от Болонской системы) и необходимости повышения уровня государственной поддержки системы образования, в том числе уровня зарплат учителей и педагогов. Тут следует отметить, что в последние годы только на реализацию госпрограммы «Развитие образования» в 2024 году будет направлено 575,2 млрд рублей, что на 19,9 млрд рублей больше, чем в 2023-м. Ежегодно в России капитально ремонтируют порядка полутора тысяч школ, строятся более 150 новых – положительные тенденции очевидны, и они отразились на настроениях дебатеров, которые ушли от жесткой критики.
Разница позиций заключалась в основном только в подходах к реформированию системы образования. В частности, кандидаты от «Новых людей» и ЛДПР отмечали необходимость модернизации образования и поиска новых, актуальных современным вызовам методик образования, тогда как кандидат от КПРФ по большей части призывал к возврату к советскому опыту. Любопытно, что ни один из дебатеров не выступил категорически и акцентированно против системы ЕГЭ, несмотря на то что ЛДПР и КПРФ на партийном уровне ратуют однозначно за ее отмену. При этом каждый из представителей партий обозначил необходимость ее реформирования. Даванков (к слову, поступивший в МГУ по ЕГЭ и не забывший это отметить) предложил учесть возможность пересдачи ЕГЭ и замены теста на «портфолио», Березин обозначил проблему стресса и необходимости продумать другой механизм сдачи экзаменов, а Харитонов, неожиданно похваливший Даванкова и рассказавший о поступлении своей внучки с Дальнего Востока в московский вуз, заявил о необходимости сделать ЕГЭ необязательным.
При этом, несмотря на консолидацию по ряду вопросов, на дебатах царила жесткая конкурентная атмосфера – кандидаты охотно обменивались уколами или, как модно говорить, «панчами», в адрес друг друга. Харитонов хвалился, что КПРФ – единственная партия, которая голосовала против бюджета, а Даванков и Березин в ответ упрекали кандидата от КПРФ в популизме и отсутствие конструктивности. Березин отметил, что неголосование за бюджет – это ущербная для государства позиция, а Даванков отметил, что фракция «Новые люди» с помощью поправок обеспечила увеличение бюджета на образование и медицину на 22 миллиарда рублей.
Позиции участников дебатов также сошлись в необходимости повышения «практикоориентированности» системы образования. Березин и Харитонов отметили необходимость повышения престижа рабочих профессий, при этом оба привели в пример дефицит сварщиков. Даванков, выдвинувший тезис о том, что «нельзя экономить на будущем» и предложивший выделять на образование 10 % от всего бюджета, заявил о необходимости отдать приоритет специальностям будущего и предоставлять налоговые льготы работодателям, которые берут на работу выпускников без опыта работы. Харитонов же предложил фактически вернуться к госпланированию в системе образования и прикреплять вузы к конкретным предприятиям с обязательным прохождением практики.
Кроме того, и Даванков, и Березин выступили за сокращение бумажной отчетности учителей. При этом Даванков высказался о необходимости снизить запреты и требования в образовании и науке, дав больше свободы для вузов. Березин также отдельно посетовал на низкие зарплаты сельских учителей и несколько раз акцентировал на этом внимание: ЛДПР, в отличие от «Новых людей», которые сосредоточились на прогрессивной аудитории больших городов, однозначно нацелилась на получение голосов села.
Интересна электоральная дуэль за территориальные ниши. По итогам дебатов сложно выделить кого-то одного, кто однозначно в них смотрелся бы убедительнее, чем другие. Однако стартовые заделы обеспечены и позиции определены, и от внятности и яркости выступающих во многом зависит «серебро» предвыборной гонки. Судя по всему, разрыв будет небольшим, кандидаты идут ноздря в ноздрю. В относительных величинах небольшое количество избирателей – оппозиционный электорат, который еще не определился со своими симпатиями».
Фото: ФедералПресс / Елена Майорова
Выборы президента РФ – 2024