Президент России Владимир Путин назвал условия завершения спецоперации на Украине: среди них передача РФ всей территории Донбасса, Херсонской и Запорожской областей, а также отказ от вступления Украины в НАТО. О том, почему эти предложения прозвучали накануне проукраинского «саммита мира» в Швейцарии, какие варианты остаются у союзников Киева и как может решиться судьба русскоязычного Харькова, «ФедералПресс» рассказал председатель экспертного клуба Екатеринбурга, директор Института системных политических исследований и гуманитарных проектов, профессор УрФУ Анатолий Гагарин:
«Думаю, что это заявление направлено на решение нескольких задач. Первая – это дезавуирование так называемого «мирного саммита», который всеми правдами и неправдами пытаются собрать в Швейцарии. Путин дезавуировал попытки придать этому мероприятию флер миротворчества, потому что его предложение действительно является мирным: он предлагает не заморозку, а окончательное завершение конфликта. Фактически он возвращает дипломатический процесс к начальному этапу, который происходил в свое время в Стамбуле. Сейчас мяч вновь на стороне другого участника игры: Евросоюз, США и их сателлиты поставлены в положение, когда им необходимо ответить. Особенно учитывая предстоящие выборы президента Соединенных Штатов, оставить это без ответа крайне сложно и практически невозможно. А ответ должен был понятным: или вы за прекращение конфликта, или вы против. Если они будут продолжать поддержку Украины, то в глазах мирового сообщества станут выглядеть представителями агрессивной стороны, которая любыми силами стремится продолжить конфликт, невзирая на те мирные предложения, которые сделаны Россией.
То, что предложил Путин, – это совершенно логичное и закономерное предложение, которое основывается на учете интересов России. Поэтому, конечно, это в том числе необходимость нейтрального, внеблокового и безъядерного статуса Украины, зафиксированного международными договорами и соглашениями. Предложение направлено и на защиту интересов жителей Херсонской и Запорожской областей: было бы нелогично, а точнее, по-предательски, если бы мы оставили их за бортом, решая какие-то свои задачи. Поэтому Путин совершенно логично говорит, что эти области являются российскими и это необходимо признать. Конечно, мы, оставаясь реалистами, понимаем, что согласиться с этими условиями противоположной стороне будет непросто.
Я думаю, президент, делая это заявление, имел в виду и разные варианты решения вопроса по Харькову: наш успех на харьковском направлении свидетельствует о том, что эта тема, скорее всего, тоже станет предметом обсуждения. Вероятно, президент пока не выкладывает все козыри, и дипломатические процедуры будут развиваться по мере получения ответов с противоположной стороны. Тем более что он однозначно сказал: если предложения не будут приняты, то у нас остаются все возможности в ходе боевых действий поменять условия не в пользу киевского режима».
Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева
Спецоперация