Top.Mail.Ru
Общество
Нижегородская область
0

Руководитель спасотряда – об эволюции добровольчества в России: «Это можно назвать хорошим вирусом»

Сергей Шухрин
Волонтеры – люди неравнодушные

Когда волонтерство из занятия энтузиастов становится частью жизни миллионов – это значит, что в обществе что-то меняется на фундаментальном уровне. Руководитель поисково-спасательного отряда «Волонтер» Сергей Шухрин, наблюдая эволюцию добровольчества пятнадцать лет, видит в нем сложный сплав личных поисков и общественной необходимости. В эксклюзивном комментарии для «ФедералПресс» он рассказал, что стоит за масштабным движением помощи другим, и что меняется в самом человеке:

«Не бывает таких государств, в которых госслужбы на 100 % берут на себя все. Мелкие проблемы видны только на местах. И только пока человек руками не поработает, мусор, например, не пособирает, он не будет знать, где проблема. К тому же, без участия населения обеспечить его же благополучие и безопасность невозможно. Поэтому мы все должны сами этим заниматься.

Энтузиасты, добровольцы на местах, например, речки чистят: собирают мусор вдоль берега реки, пока плывут по ней на лодке. Какая государственная организация это будет делать? Нужны или огромные ресурсы, которых нет, или воспитанное население, которое не мусорит или волонтеры, которые видят проблему и находят способы ее ликвидации.

И в то же время... Во многих развитых странах существенную часть ВВП (2-5 %) привносят волонтеры. Если мы посмотрим на опыт других стран, то парамедики, шерифы, добровольные пожарные и прочие – это волонтеры. Мы только к этому идем. Следующий шаг – это внедрение в системы государственных, городских и районных служб волонтерских алгоритмов и людей.

Тут одного рецепта нет – взаимодействует несколько факторов. Существует целенаправленная государственная политика по развитию добровольчества: есть волонтерские часы, льготы при поступлении в вуз, различные обучающие программы, поездки, стажировки и так далее.

Без волонтеров не вытянули бы ни ковид, ни СВО. Даже не знаю, как полиция, МЧС, без нас обходились бы в поисках людей. Наша главная целевая аудитория – это люди, которые нуждаются в помощи волонтеров. Понятно, что есть и животные, и природа, и прочее. Например, ФПГ строго заточен на то, чтобы мы помогали решать жизненные проблемы определенной группы людей. Этим в первую очередь мы и занимаемся. Для нас, как для спасателей, прежде всего важно сохранение человеческой жизни. Кто бы ни был – поисковик, альпинист, пожарный, кинолог, все главное – задача спасти жизнь человека. Поэтому в первую очередь мы учимся оказывать первую помощь.

Любая волонтерская организация проходит разные периоды развития: детство, юношество, активное развитие. На примере нашего поисково-спасательного отряда могу сказать: сегодня люди, которые раньше видели много романтики в поисках пропавших, ее попробовали и говорят, что да, это важно, но совсем не просто. Те, кто попробовал, они понимают, что это болота, грязь, холод, проблемы с взаимодействием, которому надо учиться. Связь, навигация, картография – очень непростая работа. И реально остаются и задерживаются только самые вовлеченные, преданные и выносливые.

Нашей работе 15 лет, приток добровольцев стабильный, но того всплеска, который был на третий, четвертый, пятый год, мы уже не видим. Когда были резонансные поиски, то в отряд записывалось в день по тысяче человек. Сейчас, конечно, такого нет. Люди приходят, уходят. Есть примеры, когда организации растут быстрее, например, «Волонтеры Победы» или волонтеры АрхивНО. Они молодые, они новые, на подъеме и к ним больше интереса. Мы же делаем упор на современные технологии, эффективное оборудование, повышение квалификации.

Волонтеры – люди неравнодушные. И встретить такого же – непросто. Приятно, что вовлекаются в волонтерскую деятельность родственники, соседи, друзья. Это можно назвать хорошим вирусом. Еще один момент – люди смотрят друг на друга. И действительно есть те, кому эта деятельность помогла получить дополнительные знания и опыт, найти компанию, друзей. Люди находят родственную душу по интересам, по увлечениям и женятся.

Опять же, волонтерство – это возможность для творчества, потому что многие направления добровольчества родились из ситуации, когда человек понимает – проблема есть, а ее никто не решает, дай-ка я попробую. И он создает не просто организацию, а целое направление, например, по оцифровке кладбищ или архивов.

Но если пойти выше, скажем так, подняться на уровень ментальный, духовный, то мы своим примером показываем людям, учим их помогать друг другу, быть добрее, нести добро в массы. Невозможно быть волонтером только из чувства долга и всем рассказывать, как это сложно и трудно. Волонтеры - люди довольные и счастливые, даже если они что-то делают долго и бесплатно. Они транслируют в общество удовольствие, мол «смотри, какой для меня кайф, я помог этой бабушке, помог людям», «смотри, мы тут сделали, пошли там и убрали». Общество становится добрее. Самыми разными способами».

Фото предоставлено Сергеем Шухриным

Сюжет по этой теме
15 февраля 2023, 15:01

Эксклюзивы «ФедералПресс»

Подписывайтесь на ФедералПресс в МАХ, Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.