Технологический прогресс уже влияет на многие процессы в обществе, и благотворительность не исключение. Руководитель одной из цифровых благотворительных платформ Ирина Курганская рассказала «ФедералПресс», каким она видит будущее этой сферы, поможет ли цифровизация индивидуальному подходу и какие изменения можно увидеть уже сейчас.
Тренды: на чем будет строиться новая благотворительность
Будущее за проектами, которые предсказывают проблемы, помогают точечно и не вредят планете. Эти идеи уже меняют правила игры, и если вы хотите помогать по-настоящему эффективно, их стоит учитывать.
ИИ и цифровизация – не роботы вместо людей, а суперспособности для них
Искусственный интеллект может за секунды проанализировать тысячи анонимных записей и дать «наводку» соцработнику. Или взять на себя всю бумажную волокиту в фонде, чтобы люди могли заниматься теми, кому нужна поддержка.
Устойчивость и экология – помощь людям, которая не вредит планете
Раньше было так: накормили бездомных – молодцы! А про гору пластиковых стаканчиков после раздачи горячего супа как-то не подумали. В будущем любой серьезный проект будет проверяться на экологический и экономический след. Это ESG-стратегия, и без нее просто не будут давать денег на проекты.
Инклюзивность – мир, где нет «таких» и «других»
Больше не будет отдельных «кружков для инвалидов» и «клубов для пенсионеров». Будут пространства, куда комфортно прийти любому. Например, питерский проект «Йом-Йом» – место, где вместе рисуют, работают за компьютером и пьют кофе самые разные люди. Им уже помогают технологии: ассистивные устройства для реабилитации, голосовые помощники для незрячих, умные протезы.
Измерение эффекта – когда видишь не процесс, а реальный результат
Методика SROI (Социальный возврат на инвестиции) переводит добрые дела на язык конкретных цифр. Подобная прозрачность будет привлекать крупных инвесторов, которые хотят увидеть измеримый эффект.
Межсекторное сотрудничество
Один в поле не воин. Государство знает законы и имеет ресурсы, бизнес умеет делать все эффективно и технологично, а НКО чувствует боль людей точечно. Будущее – в их тесном союзе.
Примеры, как это будет выглядеть в жизни
- Личный ИИ-компаньон для бабушки и дедушки. Он напомнит про таблетки, запишет к врачу, закажет продукты по выгодной цене и вечером предложит: «А давайте позвоним внучке? Или посмотрим концерт онлайн?». Телемедицина и умные датчики (IoT) позволят удаленно следить за здоровьем пенсионеров.
- Новые жилые кварталы будут проектироваться сразу как устойчивые. Сады на крышах, в которых жители сами выращивают зелень, общие мастерские по ремонту вещей, замкнутый цикл переработки отходов – и это только начало.
- ИИ-модели, анализируя большие массивы Big Data с помощью машинного обучения, смогут выявлять риски: «В этой школе высокая вероятность буллинга», «В этом районе растет уровень тревожности среди матерей-одиночек». И тогда соцслужбы смогут прийти не «когда гром грянет», а заранее, с точечными программами поддержки.
Какие вызовы нас ожидают
Чтобы эта красивая картинка стала реальностью, придется решить несколько серьезных проблем.
- Ведомственная разобщенность, или «синдром вавилонской башни». Данные поликлиник, Пенсионного фонда, школ практически не пересекаются друг с другом. Это главный технический и бюрократический камень преткновения.
- Кадровый голод. Нужны специалисты нового типа. Те, кто на одной чаше весов держит данные и технологии, а на другой – понимание человеческих проблем. Сейчас их катастрофически не хватает.
- Финансирование. Переход от грантов к устойчивым моделям, сочетающим инвестиции, субсидии и доходы от деятельности.
Что в итоге? Перспективы, ради которых стоит стараться
Несмотря на все сложности, вектор развития очевиден и очень обнадеживает. Мы начнем действовать на основе точной аналитики. Эффективность помощи вырастет в разы. Главной целью станет качество жизни и самореализация. Речь о том, чтобы дать человеку не рыбу, и даже не удочку, а возможность построить свою собственную рыболовную ферму.
Мы идем в будущее, в котором технологии служат самой человечной из целей – помочь другому обрести силы, возможности и достоинство. И оно того стоит.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин


