Top.Mail.Ru
Общество
Приморский край
0

«Логопеды этого не умеют»: профессор Корнев о главной проблеме миллионов школьников

Школьники
Миллионы детей имеют проблемы, которые не видны родителям и учителям

От 5 до 10 % детей сталкиваются с большими сложностями в овладении чтением – это миллионы ребят. И чаще всего ни родители, ни учителя не знают о причинах этих проблем. На ребенка вешают ярлык «лентяя» вместо того, чтобы помочь. Кандидат медицинских наук, доктор психологических наук, заведующий кафедрой логопатологии СПбГПМУ Александр Корнев рассказал о главной школьной проблеме огромного количества детей и о том, почему поход к логопеду не всегда будет успешным:

«Профессия логопед, как известно, одна из самых востребованных. Особенно, когда это логопед детский. До 20 % детей испытывают трудности при овладении устной речью. Иногда трудности связаны со звукопроизношением: некоторым детям не удается самостоятельно научиться правильно произносить звуки речи. Из-за этого окружающие плохо понимают, что именно сказал ребенок. Существуют и более тяжелые случаи, когда, ребенку трудно научиться правильно строить фразы грамотно. В большинстве случаев главным помощником становится логопед и такая помощь в большинстве регионов России доступна.

Однако, существует и другой род трудностей, о которых родители узнают только когда ребенок начинает учиться в школе. Около 10–15 % детей, начиная учиться читать и писать, не могут этого сделать так же быстро и качественно, как большинство сверстников. Они стараются снова и снова овладеть этими, такими нужными в жизни навыками, прилагают много усилий, но желаемого результата добиться не могут. И опять главным помощником должен стать логопед. Но, к сожалению, доступность такой помощи для детей наиболее стойкими и тяжелыми трудностями даже в крупных городах все еще мало доступна. Попробуем разобраться в причинах такой странной ситуации.

Первые признаки устойчивых проблем могут быть заметны уже в первом классе. Многим нелегко даются навыки письма: снова и снова в письменных работах появляются ошибки – замены пропуски букв или корявый, трудно читаемый почерк.

Но особенно трудно тем, кто не может научиться читать. От 5 до 10 % детей с большим трудом запоминают связь звука и буквы и никак не могут одолеть чтение целым слогом и целым словом. Такое расстройство называется дислексией. Без помощи логопеда такие дети могут на всю жизнь остаться неграмотными или полуграмотными. А в современном обществе огромное количество информации человек получает именно в письменном виде: из книг, журналов, газет, инструкций и др. Это, пожалуй, одно из самых тяжелых нарушений, создающее массу неприятностей для ребенка не только пока он учится в школе, но и потом, когда он становится взрослым.

Без специализированной помощи логопеда (а иногда – и психолога) ребенок не может справиться с этим недугом. Естественно, возникает вопрос: почему же такие дети не получают эффективной помощи? Почему возникло такое несправедливое неравенство: логопедическая помощь при нарушениях устной речи или при нарушениях письма (например, при дисграфии) вполне доступна, а при дислексии – нет? Казалось бы, именно при таком тяжелом недуге, который создает массу трудностей даже во взрослом возрасте, должна быть доступна и развита система помощи. Тем более, что у детей с дислексией почти всегда имеется и дисграфия.

На самом деле причин несколько. Первая из них – низкая осведомленность о существовании этого недуга не только среди родителей, но и среди учителей. Это подтвердили результаты массовых опросов населения, последний из которых проводился ВЦИОМ в 2025 году. Из-за такой неосведомленности такого ребенка нередко воспринимают, как ленивого или туповатого. Хотя на самом деле это не вина ребенка, а его беда. И эта беда вызывает у ребенка чувство собственной неполноценности, и иногда – тревогу и страх.

Вторая причина – стойкость настоящей дислексии, которая встречается у 5–10 % учащихся. Чтобы исправить ее, требуется несколько лет. Во многих случаях при этом требуются индивидуальные занятия. А это весьма обременительно для логопедов. И они этого избегают.

Третья причина, пожалуй, самая серьезная: профессиональная неготовность большинства логопедов исправлять дислексию. Современным методам коррекции дислексии пока еще не учат в большинстве педагогических ВУЗов. Иногда свои слуги предлагают коммерческие центры или некоторые логопеды, работающие, как ИП. Но увы, это не означает, что они это действительно умеют. Нередко, это просто ложные обещания. Родители впустую тратят большие деньги, ребенок бесплодно теряет на таких занятиях время, а результата нет.

Что же делать родителям? Прежде всего – знать, что эффективная помощь существует. Учеными Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета (СПбГПМУ) в содружестве с практиками разработана доступная цифровая методика на онлайн-платформе для помощи детям с дислексией. И лучше всего работает комплексный подход: сочетание занятий на цифровой платформе с живой работой логопеда.

Кроме того, в СПбГПМУ созданы методики раннего выявления риска дислексии еще в дошкольном возрасте – это дает возможность начать помощь до того, как ребенок столкнется с серьезными трудностями в школе.

Реальные возможности помочь детям с дислексией есть. Осталось сделать научно обоснованные методы известными широкому кругу специалистов и родителей, включить их в программы подготовки логопедов. Тогда миллионы детей смогут получить ту помощь, в которой они так нуждаются».

Рекомендуем также прочитать о том, какие признаки того, что у ребенка будут проблемы по логопедической части, можно разглядеть в раннем возрасте.

Фото: ФедералПресс / Ксения Кобалия

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.