Top.Mail.Ru
Политика
Севастополь
0

Бюджетный бой. Севастопольские депутаты пошли на эскалацию

Севастополь остался без бюджета, чиновники без премий, управделами президента – без винзавода, зато депутаты пока еще пытаются отстоять сохранение своего зарплатного фонда почти на 33 миллиона рублей – таковы итоги предновогодней сессии Законодательного собрания. При этом впервые за полгода в зале заседаний появился экс-народный мэр Алексей Чалый. Все подобности депутатского демарша – в материале «ФедералПресс».

На прошлой неделе обсуждение поправок в бюджет 2017-го и принятие трехлетнего бюджета обернулось скандалом в Законодательном собрании. Депутаты из так называемой «команды Чалого» вступили в прения с губернатором и правительством. Как тогда сделали вывод эксперты – поссорил две команды исключительно меркантильный, денежный вопрос. Народные избранники, работающие на окладах, не согласились с тем, что со следующего года зарплатный фонд их аппарата и Контрольно-счетной палаты сокращается на 30 % – почти на 33 млн рублей. Хотя затянуть пояса местным властям предложил федеральный центр, а губернатор Дмитрий Овсянников разъяснял – в полтора-два раза снизится зарплата и во всех органах власти. Скандальный вопрос дошел даже до Кремля – этот вопрос адресовали пресс-секретарю президента Дмитрию Пескову.

С учетом того, что силы в местном парламенте после сентябрьских выборов условно поделены 12 на 12, при хроническом отсутствии экс-народного мэра Алексея Чалого, его команда не имела численного преимущества. В итоге, на прошлой неделе законопроект был принят в двух чтениях, а трехлетний бюджет – в первом. Всю минувшую неделю баталии продолжились за закрытыми дверьми, руководство Заксобрания перестало ходить в правительство, а к сегодняшнему пленарному заседанию подтянулась «тяжелая артиллерия» – прокуратура, у которой в последнее время заметно обострились отношения с правительством, вынесла протест (уже почти десятый за месяц) – на этот раз с требованием отменить премии чиновникам. Речь идет о сумме в почти 52 миллиона рублей, которую правительство зарезервировало для обеспечения решения задач развития государственной службы на основе ключевых показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности. Проще говоря – госслужащие, которые год работали за себя и за вакантные должности, получат премии. Как объяснил Овсянников – эти деньги не столько и не сколько высшему руководству, а рядовым клеркам, выполнившим KPI.

Таким образом, как уже писал «ФедералПресс», на фоне противостояний двух ветвей власти на второй план ушел вопрос своевременной выплаты зарплат бюджетникам в январе, и параметры бюджета, который впервые принимают сроком на три года.

Прокурорский протест

На «итоговой битве за депутатские зарплаты», как окрестили журналисты предновогоднюю сессию, впервые с лета в зале появился экс-народный мэр Алексей Чалый. Накануне на итоговой пресс-конференции для журналистов Дмитрий Овсянников посетовал, что в последнее время Заксобрание применяет в отношении правительства города тактику «процедурного боя», устраивая «битву регламентов». По его мнению, это самая неэффективная трата времени. Глава города сказал, что «все в наших руках». «Я всегда говорю депутатам «спасибо», – напомнил Овсянников, явно дав понять, что рассчитывает, на то, что сессия пройдет мирно, и бюджет утвердят.

Однако пленарное заседание началась не с принятия бюджета (хотя директор школы и депутат Ирина Кравец от имени бюджетников просила рассмотреть документ в первоочередном порядке), а с удовлетворения протеста прокурора. Его помощник Сергей Неудахин сообщил, что удовлетворение требований надзорного ведомства возможно без дополнительных согласований, что позволит «не переносить спор на 2018 год». Прокуратура настаивала, что незаконно передавать деньги в «единый денежный фонд» и предлагала сэкономленные средства направить на погашение дефицита бюджета. Часть депутатского корпуса, в частности, депутаты Татьяна Вусатенко и Татьяна Сандулова, упрекнули руководство парламента в том, что «грубо нарушен регламент – депутатов заранее не ознакомили с текстом протеста прокурора». Некоторые депутаты даже заподозрили, что текст готовила не прокуратура, а юруправление Заксобрания. Что помощник прокурора поспешил опровергнуть.

Председатель бюджетной комиссии Вячеслав Аксенов заявил, что «нарушение, которое мы сейчас можем исправить, допущено правительством. Но, если мы не поддержим протест прокурора, то ответственность за это нарушение будет нести Законодательное собрание». При этом, по мнению представителя губернатора в Заксобрании Михаила Вавилова, прокуратура не смогла ответить на вопрос, чем же незаконно предложение правительства и предположил, что «оспаривается только пояснительная записка к документу».

В итоге, минимально необходимым количеством голосов (13) Законодательное собрание удовлетворило протест прокурора на принятые на прошлой неделе поправки в городской бюджет – надзорное ведомство углядело коррупциногенные факторы.

 

Депутатские зарплаты

Вице-губернатор Илья Пономарев напомнил, что в отличие от других регионов абсолютные параметры севастопольского бюджета в трехлетней перспективе растут. В сравнении с 2017 годом, в следующем году он больше на 1,5 млрд рублей, а 30 % средств (с учетом ФЦП) пойдут на капитальные вложения (это от двух до пяти раз выше, чем в других субъектах). У региона по прежнему нет госдолга, и по всем направлениям с января предусмотрен рост зарплат в бюджетных сферах.

«Правительством Севастополя ко второму чтению внесены поправки, касающиеся приведения общих параметров бюджета к требованиям Министерства финансов РФ. Исключены вопросы заимствования и обслуживания государственного долга. Принятие этих поправок является обязательным условием сбалансированности бюджета в следующем году. Вместе с тем, одним пакетом сейчас предлагается принять поправки, нарушающие как бюджетное законодательство, так и требование Минфина по формированию фонда оплаты труда отдельных органов государственной власти», – сказал Пономарев, добавив, что в письме Минфина требование – среднемесячная зарплата 44,9 тыс. рублей.

«Поправка Посметного (Виктор Посметный – депутат ЗС Севастополя) нарушает это требование Минфина и потенциально может привести к тому, что Севастополем будет нарушено соглашение с Министерством финансов и приостановлено оказание помощи из федерального бюджет», – предупредил вице-губернатор, попросив голосовать за каждую поправку отдельно.

Однако из 17 поправок, предложенных ко второму чтению бюджета, пять так или иначе касались сохранения зарплатного фонда Законодательного собрания и правительства. В итоге, все обсуждение бюджета свелось «к зарплатному вопросу». Как ранее сообщал «ФедералПресс» источник в местном парламенте, поправки к документу были сформированы таким образом, что зарплатный вопрос был «склеен» с социальными.

Комиссия по бюджету во главе с ее председателем Вячеславом Аксеновым предложила голосовать пакетом за все правительственные поправки и учесть предложение группы депутатов (из «команды Чалого») – сохранить финансирование местного парламента и Контрольно-счетной палаты. Во время обсуждения выяснилось, что на 30 % увеличение зарплатного фонда нет положительного отзыва из Минфина (только заключение КСП, которой тоже урезают оклады), а на вопрос вице- губернатора Ильи Пономарева, из каких средств предлагается дать депутатам 33 млн рублей, Аксенов предложил использовать 50 млн заложенных на ремонт дорог (мол, нет у муниципалитетов еще таких полномочий) и 30 млн – из грантов на местное самоуправление.

Депутат Татьяна Вусатенко эмоционально заявила, что проект бюджета поддержит, но никогда не будет голосовать: «За ваши зарплаты – стыдно ходить по городу». Она предложила голосовать не пакетом, а за каждую поправку в отдельности, а депутат Вячеслав Горелов выступил за пакетное голосование. Именно в этот момент голоса разделились поровну 12 на 12 (для принятия решения необходимо 13 голосов), и спикер Екатерина Алтабаева объявила перерыв для консультации. После чего началось то, что Овсянников называет «битва регламентов». Каждая из сторон ссылалась на определенные статьи и доказывала, как правильнее поступить в сложившейся ситуации. Председательствующая Екатерина Алтабаева предложила взять за основу предложения бюджетной комиссии, однако и вновь предложение получило 12 голосов. «У нас очень тяжелая ситуация. Отклоненный проект закона означает, что мы не можем его рассматривать далее на заседании», – констатировала Алтабаева. «Я в совершеннейшем затруднении. Это важнейший закон и безответственно подошли к голосованию. У нас есть какие выходы из ситуации?», – спросила она у юруправления. «Честно говорят – нет», – признались юристы.

Заседание продолжилось и, спустя несколько вопросов, с трудом добившись слова, представитель губернатора Михаил Вавилов и вице-губернатор Илья Пономарев призвали спикера все же вернуться к рассмотрению бюджета – поскольку заключение бюджетной комиссии не было роздано части депутатов, был нарушен регламент и следовало поочередно голосовать за отклоненные поправки. Борис Колесников требовал признать результаты «нелегитимными», поскольку измененный законопроект не был роздан депутатам. Депутат Татьяна Сандулова заявила Екатерине Алтабаевой: «Вы сознательно затягиваете вопрос, чтобы сорвать принятие бюджета. Ведь 33 миллиона (повешение зарплат) – это ваше все. Считаю нужным вернуться, поскольку вопрос на голосование поставлен не корректно», – сказала она, в ответ услышав от зампреда Александра Кулагина: «Это вы провалили бюджет города на три года – не кричите, а делайте выводы». После чего вновь объявили получасовой перерыв, который в итоге растянулся на четыре часа.

Вернувшись, Алтабаева снова предложила принимать поправки в редакции бюджетного комитета. «Если мы не голосуем за доработанный проект бюджетной комиссии, то мы не принимаем во втором чтении бюджет», – объявила процедуру голосования Алтабаева. Такую постановку вопроса поддержали всего 12 человек, и в итоге бюджет не был принят. После чего Алтабаева, экс-народный мэр Чалый и еще часть депутатов покинули зал, не дожидаясь завершения сессии. «Наша беседа зашла в непродуктивное русло, поэтому предлагаю перенести его на понедельник», – объявил оставшийся председательствовать заместитель Кулагин, но Ирина Кравец засомневалась, что законность будет соблюдена в понедельник, и депутаты отказались от переноса. Оставшиеся депутаты и вице-губернатор требовали рассмотреть бюджетный вопрос, а их оппоненты настаивали на переносе на понедельник.

Последствия непринятия

Алексей Чалый успел рассказать журналистам, что «не рассчитывал так много времени провести на заседании», и сообщил, что не знает, будет ли присутствовать на следующей сессии. «Поживем, увидим. Я думаю все разрешится до Нового года. Другой вопрос – какой это бюджет и какие будут последствия», – ответил Чалый журналистам на вопрос, означает ли это острую фазу конфликта с губернатором.

При этом экс-народного мэра разозлил вопрос «ФедералПресс» о том, насколько принципиальным являются 33 депутатских миллиона. По его словам, следует говорить: «фонд оплаты труда аппаратов». «Это предельно принципиальный вопрос – это моя точка зрения. Не только в смысле оплаты, но и власти в городе. У нас Законодательное собрание и КСП независимые? Или это филиал правительства? Если это филиал правительства – это одна тема, если у нас закон действует – другая. То, что у нас делает правительство, мягко говоря, неприлично», – сказал Чалый, повысив тон.

Непринятие документа он назвал «промежуточным результатом», предположив, что «депутаты не будут упираться и не принимать бюджет». «Два момента принципиальных: во-первых, фонд оплаты труда, а во-вторых, право правительства сделать бюджетом все, что они хотят – перемещать из любой статьи. Это модель, в которой Законодательного собрания нет», – заявил он.

Депутат Борис Колесников рассказал «ФедералПресс», что обычно депутатам высылают текст поправок или размещают на сайте, чего не было сделано в этот раз. «Этот документ мы в глаза не видели и не можем понять. Сегодня руководство Заксобрания руководствовалось регламентом, а не законом. Поэтому я считаю, что это голосование, которым отклонен трехлетний закон о бюджете, было нелегитимным», – пояснил Колесников, напомнив, что если бюджет не будет принят, город будет жить на 1/12 и не сможет проводить тендеры. «Не будет ФЦП, и вообще ничего не будет. Я считаю – это преступление против севастопольцев. Бюджет – это кровь города, которую сегодня затормозили. Причина на поверхности: правительство руководствуется нормами Минфина сократить содержание Заксобрания на 33 миллиона – в ЮФО это самые дорогостоящие органы. Часть депутатов, которые на зарплатной основе, уперлись насмерть и готовы на любые нарушения, и поэтому не принимается бюджет», – предположил он, добавив, что правительство хоть завтра может повторно внести законопроект.

Татьяна Сандулова считает, что депутаты, получающие зарплаты, прошли самое сложное испытание «медными трубами»: властью и деньгами. «Часть депутатов работают бесплатно, другой части когда чуть-чуть сократили, говорят, что у нас прекратит существование Заксобрание, если финансирование уменьшить на 33 млн рублей. Вы слышали: Кулагин сказал, что наши зарплаты не пострадают, тем более, значит урежут немного командировки. Всего чуть-чуть нарушили комфортную среду этих людей. То, что вы видели сегодня в зале это – торг. В котором принимал активное участие Алексей Чалый и бился, чтобы у депутатов осталась цифра, которую он им пообещал изначально», – заявила Сандулова, охарактеризовав, что все теперь «маски сброшены».

Илья Пономарев объяснил журналистам, что решение – будет ли принят трехлетний бюджет – зависит только от одного человека – председателя Законодательного собрания (однако у редакции появилась информация, что спикер Алтабаева уже улетела в Москву на съезд партии «Единой России»). «Поскольку требования губернатора о созыве внеочередного заседания (на прошлой неделе, – прим. ред.) грубо игнорируется, сейчас, по сути, только председатель правом, наделенным регламентом, может созвать сессию. Губернатор в установленный по закону (10-ти дневный) срок созвать уже не может», – рассказал вице-губернатор.

Он уточнил, что правительство также не сможет заключить соглашение о субсидиях на исполнение ФЦП и деятельность города будет заморожена. Даже если бюджет будет принят 10–15 января, это никакой роли играть не будет – правительство не может с 1 января заключать соглашения. Он объяснил, что именно поэтому важно, чтобы бюджет приняли до конца финансового года.

«Итог заседания очень простой – отдельной части Законодательного собрания удалось отстоять свои доходы 2017 года. Если ситуация останется такой, как на момент окончания заседания, первые три месяца бюджет будет исполняться по 1/12 от этого года. Аппарат Заскобрания будет тоже получать 1/12, а работники бюджетной сферы никакого увеличения зарплат не получат. Путем срыва голосования отдельной части депутатов (по его версии – Горелов, Щербакова, Аксенов, – прим. ред.) удалось добиться того, что закон не принят. При этом грубо нарушена процедура голосования по поправкам и право по внесению изменений было узурпировано тремя депутатами, проголосовавшими еще на заседании бюджетной комиссии и решившими за всех депутатов, каким должен быть принят трехлетних бюджет», – сказал Пономарев.

Губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников в комментарии «ФедералПресс» выразил уверенность, что бюджет будет принят в этом году. «Я рассчитывал, что при обсуждении документа сегодня вопрос будет обсуждаться по существу. К сожалению, этого не произошло, и часть депутатов, по сути дела, нарушила закон о порядке рассмотрения бюджета и сорвала рассмотрение вопроса».

Добавим, что на момент выхода публикации стало известно, что 25 декабря состоится внеочередное пленарное заседание – в связи с поступившим требованием депутатов Законодательного собрания города Севастополя.

Винзавод

К слову, на фоне грандиозного скандала совсем незамеченной прошла новость, что депутаты отказали правительству в исключении ГУП «Севастопольский винодельческий завод» из прогнозного плана на приватизацию – заморозив процесс передачи завода управделами президента. «Это связано с обращением федерального органа оставить у предприятия статус государственного унитарного», – объяснил директор департамента по имущественным и земельным отношениям Рустэм Зайнуллин.

Несмотря на то, что профильная комиссия (по городскому хозяйству – прим. ред.) рекомендовала поддержать законопроект, депутаты документ отклонили – он набрал только семь голосов «за». Накануне на итоговой пресс-конференции Дмитрий Овсянников рассказал журналистам, о планах по включению винзавода в федеральный холдинг.

На сегодняшний день «Севастопольский винодельческий завод» специализируется на выращивании винограда технических и сельскохозяйственных культур, производстве, выдержке и переработке виноматериала, а также изготовлении виноградного вина и алкогольных напитков. Напомним, в июне 2015 Севастопольский завод выпустил первую партию нового игристого вина. На сегодняшний день в ГУП «Севастопольский винзавод» работает 300 сотрудников. Предприятие располагает цехами, штольнями, административными корпусами, мастерскими, помещениями для упаковки и хранения продукции.

 

Фото пресс-службы ЗС Севастополя

Сюжет по этой теме
18 декабря 2017, 16:11

Новогодние сюжеты

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.