Top.Mail.Ru
Экономика
Нижегородская область
2

Диагноз – монополия. Заксобрание ответит за полномочия «Нижегородской фармации»

лекарства

История с законом Нижегородской области, который закрепил за госпредприятием «Нижегородская областная фармация» исключительные полномочия по поставке лекарств в государственные больницы, осенью получила продолжение. Антимонопольщики завели дело на законодательное собрание региона, которое отказалось отменять спорный закон по их требованию. По мнению руководителя Нижегородского УФАС Михаила Теодоровича, такая схема закупки лекарств устарела, а деятельность организации на аптечном рынке ставит вопрос о снижении предлагаемых ей цен на конкурентном рынке. Подробнее – в материале РИА «ФедералПресс».

Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России по Нижегородской области возбудило дело в отношении законодательного собрания региона по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции. Дело возбуждено после того, как региональный парламент отклонил предупреждение УФАС об отмене областного закона от 28 января 2016 года, наделившего государственное предприятие «Нижегородская областная фармация» (ГП НО «НОФ») исключительными полномочиями по обеспечению лекарствами и изделиями медицинского назначения бюджетные учреждения здравоохранения. Предупреждение Нижегородское УФАС выдало еще в марте, установив срок его исполнения до 1 октября.

«Мы исполнили требования законодательства: мы выдали предупреждение. Мы выдали его с приличным сроком, который был обсужден с представителями законодательного органа, и он был назначен такой, чтобы было достаточно времени содержательно среагировать. Однако реакции мы не получили, соответственно, возбуждается дело, и далее в рамках рассмотрения мы будем эту ситуацию исследовать и выходить к какому-то решению», – сказал на брифинге в пятницу руководитель Нижегородского УФАС Михаил Теодорович.

По его словам, несмотря на то, что в июне этого года Нижегородский областной суд отказал Нижегородскому УФАС и ООО «Фармоптторг» (г. Москва) в признании спорного закона недействующим, «одно другому не мешает»: антимонопольный орган по-прежнему считает наделение НОФ такими полномочиями незаконным. Рассмотрение дела назначено на 15 ноября.

Начальник отдела контроля закупок Светлана Кирьякова рассказала, что прошлый год антимонопольщики начали с возбуждения административных дел в отношении главврачей больниц, которые по неправильной, с точки зрения УФАС, схеме закупали лекарства. УФАС подсчитало, что с Нижегородской областной фармацией как с единственным поставщиком и исполнителем услуг были заключены контракты на 3–4 млрд рублей. В текущем году в УФАС поступили жалобы на заказчиков, решивших закупать лекарства у единственного поставщика еще на основании постановления правительства Нижегородской области, которое в 2015 году было признано незаконным. Кирьякова отметила, что в январе УФАС рассмотрело порядка 20 жалоб на действия заказчиков по данным фактам. По установленным нарушениям были выданы предписания тем заказчикам, которые на тот момент еще не заключили контракты, а осенью были возбуждены порядка 12 административных дел на главврачей. УФАС оштрафовало каждого из них в среднем на сумму 25 тыс. рублей.

«Пока есть закон Нижегородской области и он не признан незаконным (хотя мы считаем, что это неправильно), заказчики формально могут заключать с государственным предприятием «Нижегородская областная фармация» такие контракты как с единственным (поставщиком). И такая практика на сегодня продолжается», – констатировала Кирьякова.

Она отметила, что, как показывает судебная практика, суды считают неправомерным объединение услуг по обеспечению лекарствами и собственно поставки в один контракт, а в случае с нижегородским законом именно так и происходит.

Теодорович также обратил внимание на деятельность Нижегородской областной фармации на аптечном рынке. УФАС сделало выборочный анализ цен в трех аптечных сетях, в том числе НОФ, на десять популярных препаратов. Выяснилось, что по пяти из десяти позиций НОФ предлагает наиболее высокие цены. Так, разница между ценой НОФ и минимальной ценой рынка на ибупрофен составила 65,5 %, на амброксол – 93 %.

«Превышения других ценовых лидеров над минимальной ценой рынка существенно скромнее: это 22 %, 15 %, 26,07 %, – сказал руководитель УФАС. – При этом мы слышали, что концентрация крупных ресурсов в руках НОФ как единого поставщика способствует получению хороших скидок от оптовиков, и поэтому нам говорили, что НОФ делает очень выгодные закупки и держит хорошие, демократичные цены. Но наш выборочный анализ показывает несколько иную картину. Мы будем его продолжать, и такие факты лишь укрепляют нашу уверенность в том, что та схема, которая применяется в Нижегородской области, бесконечно архаична».

Теодорович отметил, что, если фармация покупает лекарства за бюджетные деньги для граждан в огромных объемах, то и лекарства в ее аптеках по здравому смыслу тоже должны быть дешевыми. «Или НОФ по одним ценам продает в больницы и поставляет лекарства в рамках лекарственного обеспечения и по другим ценам на открытом рынке – тогда с этим надо разбираться. Или НОФ везде по одним и, значит, высоким ценам продает эти лекарства – тогда непонятно, где радость оттого, что порядка 6 млрд собрали в одну кучку, изъяли из конкурентного рынка, что ущемляет интересы других торговцев? Кто здесь должен обрадоваться, кроме поставщиков НОФ? И здесь возникает вопрос», – сказал Теодорович.

Он добавил, что при проведении выборочного анализа УФАС учитывало количество аптек у той или иной сети. По его приблизительной оценке, НОФ – более крупный субъект, чем два других, поэтому ценовая дифференциация может охватывать довольно большие территории, тем более что в Нижегородской области есть населенные пункты, где нет других аптек, кроме аптек НОФ. Впрочем, обращений о злоупотреблениях НОФ доминирующим положением в УФАС пока нет.

Между тем, как сообщила 12 октября на совещании президента России с членами российского правительства министр здравоохранения Вероника Скворцова, с 1 марта 2017 года в тестовом режиме планируется запустить информационно-аналитическую систему мониторинга и контроля по закупкам лекарственных препаратов. Ее задачей является оперативный анализ всей информации из каждого региона РФ по государственным и муниципальным закупкам как на этапе планирования закупок, так и по результатам конкурсных процедур и электронных аукционов. Эта система также означает переход к новому методу образования начальной цены контракта на рыночной основе, а не по предельной отпускной цене, зарегистрированной производителем.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.