После перехода в Россию Крым начал интегрироваться не только в новое юридическое поле – движение затронуло многие его отрасли. Значительные изменения претерпело сельское хозяйство, особенно после закрытия Северо-Крымского канала, когда властям пришлось решать, как обеспечить водой не только жителей, но и сельхозугодья. В результате на полуострове полностью отказались выращивать рис и кукурузу, заменив их на сорго и кориандр. Что значит вода для аграриев и как изменения скажутся на экологических и экономических показателях региона – в материале РИА «ФедералПресс».
Когда Украина закрыла Северо-Крымский канал, власти полуострова были вынуждены думать над тем, как преобразовать всю систему водоснабжения, а также как снабжать живительной влагой не только население, но и сельхозугодья. В управлении экономического развития и инвестиционной деятельности министерства сельского хозяйства Крыма «ФедералПресс» рассказали, что отныне на полуострове не будут выращивать некоторые культуры, например, рис и кукурузу, взамен них упор будет делаться на зерновые культуры: подсолнечник, пшеницу и т. п.
В минсельхозе также добавили, что Республика Крым находится в зоне рискованного земледелия, погодные условия существенно влияют на урожайность и объем произведенной сельхозпродукции. При этом главная проблема для агропромышленного комплекса – это отсутствие гарантированного орошения сельхозугодий после блокирования работы Северо-Крымского канала.
«Собственные ресурсы пресной воды (поверхностный сток и разведанные запасы пресных подземных вод) в Крыму весьма малы, это один из самых водонедостаточных регионов Европы. До 2014 года водообеспечение Республики Крым на 86,7 % осуществлялось за счет днепровской воды, поступающей по Северо-Крымскому каналу», – отмечают в ведомстве.
При этом без гарантированного орошения практически полностью из севооборота выбыли влагозависимые культуры – кукуруза, рис, соя, ранее успешно возделывавшиеся в регионе. Большие убытки несут и аграрии, которые занимаются выращиванием винограда и фруктов. В сравнении с 2013 годом в текущем году значительно сократились посевные площади по основным сельскохозяйственным культурам, требующим орошения: кукуруза на зерно – с 9,6 тыс. га до 0,7 тыс. га; соя – с 13,8 тыс. га до 0,1 тыс. га; овощи открытого грунта – с 22,6 тыс. га до 9,9 тыс. га. Площади, занятые рисом, составляли 13,5 тыс. га, валовой сбор – 80,8 тыс. тонн, урожайность – 59,9 ц/га. Сегодня эта культура полностью исключена из севооборота. В результате под урожай 2016 года были больше засеяны засухоустойчивые культуры, например, сорго площадью 919,5 га и кориандр – 52,4 тыс. га.
Экономический обозреватель Алексей Тихонов уверен, что прекращение выращивание риса – это хорошо для полуострова. «Рис для Крыма очень характерная вещь, – комментирует Тихонов. – Он тут появился, когда появилась вода. Это как хлопок в Узбекистане, из-за выращивания которого путем рытья каналов погубили всю экологическую систему. То, что рис теперь не будет выращиваться в Крыму, я считаю, очень хорошо. Он не настолько нужен сейчас полуострову. Он появился, когда необходимо было развивать сельское хозяйство, конечно, и сегодня можно было бы искусственно его поддерживать, вопрос – зачем?».
Несмотря на разные сложности, в этом году местные аграрии произвели рекордное для полуострова количество пшеницы, правда, не лучшего качества. Так, по результатам лабораторных исследований федерального Центра оценки безопасности и качества зерна в Республике Крым, было изучено качество пшеницы общей массой 427,4 тыc. тонн, из которых 3-й класс составил всего 23,03 тыс. тонн; 4-й класс – 138,6 тыс. тонн, а 5-й – 265,77 тыс. тонн. При этом ни первый, ни второй сорт пшеницы на полуострове выращен не был.
Совладелец компании «Эком-7», которой принадлежит единственная мельница в Севастополе, Николай Никитин в разговоре с корреспондентом РИА «ФедералПресс» отдельно еще раз обратил внимание, что, несмотря на большое количество выращенного зерна, все оно плохого качества, негодное для производства муки (ведь в России более жесткий ГОСТ на муку, нежели на Украине). «Сегодня в Крыму наблюдается дефицит не зерна, а качественного зерна, и причина тут не только в отсутствии необходимого количества воды, но и в отсутствии удобрений, – рассказывает Никитин. – Чтобы везти их с материка, необходимы большие вложения. Например, для производства муки мы закупаем зерно по краснодарским ценам».
Он добавляет, что Северо-Крымский канал поставлял 80 млн тонн воды. Сейчас же крымские солончаки – это уже мертвая земля. Кроме того, для засаливания почвы необходим полив и поднятие грунтовых вод. Но уровень вод упал и в итоге все это может привести к тому, что было в середине 60-х годов, когда не было Северо-Крымского канала: население занималось разведением скота на пустынных и засушливых пастбищах.
А председатель колхоза «Память Ленина» Николай Прокопенко уверяет, что перекрытие канала на его предприятии никак не отразилось и качественное зерно все-таки есть, правда, его больше настораживают официальные данные об объеме урожая. «Мы как выращивали качественную пшеницу, так и выращиваем. Я видел в Крыму и второй сорт пшеницы, но хлеб можно делать из третьего-четвертого сортов. Единственное, что пятый к этому не пригоден. Другой вопрос заключается в объемах урожая. Представленные показатели для меня дики. Сегодня, когда гонят такой великий урожай по 100 центнеров с гектара, это не может не отразиться на его качестве, например, на мукомольном. Честно говоря, я не видел пока их колосьев, но очень хотел бы на них посмотреть», – комментирует Прокопенко, отдельно еще раз подчеркивая, что погоня за урожаем влечет за собой качественные потери.
«В этом году в России собрали 116 млн тонн зерна, но при этом все качественное зерно продают за границу, так как зерно – это валюта, а сами же мы кушаем хлеб с добавками. Лично я знаю, как решить проблему засухи на 100 гектарах, но не знаю, как это получится сделать на тысяче», – добавляет председатель колхоза.
Крымские власти же, чтобы решить проблему с водоснабжением полуострова, заявили о планах реализовать проект по переброске реки Коккозки в Чернореченское водохранилище. Эта река берет начало в заказнике Большой каньон и наполняет жизнью всю Бельбекскую долину. Единственный источник пресной воды в долине, Коккозка дает возможность вести садоводство и виноградарство в уникальном предгорном регионе. Чтобы перебросить реку, власти собрались строить еще одно водохранилище у села Соколиное, в устье Большого каньона, где проходит шоссе на Ай-Петри. Вода сюда должна поступать по специальному многокилометровому тоннелю. Правда, ученые и общественность этот проект не одобрили, заявив, что русло Коккозки при этом будет уничтожено, а живописная и плодородная Бельбекская долина иссохнет.
«Предварительный анализ показал, что переброска реки нанесет серьезный удар по гидрологическому балансу, – рассказал «ФедералПресс» заместитель директора Морского гидрофизического института (МГИ) Антон Георга-Копулос. – Коккозка на 40 % обеспечивает водой Бельбекскую долину – успешную сельскохозяйственную зону, что ее погубит. Кроме того, проект погубит и Крымскую помологическую станцию, и Никитский ботанический сад, а также поставит под удар аграрные компании. Уровень минерализации повысится, и, если он превысит 3 %, то отомрет все живое, в том числе и уникальная вавиловская коллекция».
По его словам, это безумная идея, которая может привести к жуткой экологической катастрофе. Антон Георга-Копулос отметил, что, к счастью, на форуме ОНФ, прошедшем в Ялте, этот вопрос был взят на контроль. «В нашем институте есть свой проект о том, как решить проблему с водоснабжением. Он гораздо дешевле и более экологически выгоден. Теперь он будет наравне рассматриваться с проектом по переброске», – добавил заместитель директора Морского гидрофизического института.
«Для экологии Крыма вода – это реальный экономический фактор. И проблема заключается не в том, что воды стало меньше и не хватает для нужд населения, а в том, что после перекрытия канала сельхозпроизводители начали самостоятельно бурить скважины и вторгаться в водоносный слой. Где-то законно, где-то нет. Но именно из-за этого воды в Чернореченское водохранилище стало поступать меньше. То есть, съедая фрукт, вы должны понимать, что из-за него кто-то недополучает воду», – подытоживает экономист Алексей Тихонов.
Фото автора