Top.Mail.Ru
Экономика
Москва
2

Не рой себе долговую яму. Счетная палата назвала регионы с неэффективными кредитами

Счетная палата РФ проверила, насколько эффективно субъекты РФ привлекают банковские кредиты. Вопросы у надзорного органа возникли к Московской, Челябинской, Саратовской, Самарской и Ярославской областям. Действия исполнительной власти этих регионов усугубили и без того удручающую тенденцию – объем госдолга субъектов федерации год от года только растет. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Объекты и субъекты проверки

Проверка затронула двухлетний временной отрезок – аудит охватил промежуток с 2014 по 2016 год (3 квартала текущего года). Специалисты Счетной палаты изучили документацию как регионов (уже названные Московская, Челябинская, Саратовская, Самарская, Ярославская и Челябинская области), так и основных кредиторов, их оказалось всего два – Сбербанк и ВТБ (на их долю пришлось от 86,4% до 100% задолженности проверенных регионов.

экспертное мнение
Александр Полиди
17.10.2016, 19:04

«Оптимизация государственных расходов – это непаханое поле»

К банкам, впрочем, претензий не нашлось. «Политика указанных банков и принимаемые их руководством решения в отношении регионов основывались на соблюдении подходов и критериев, используемых при кредитовании корпоративных клиентов. Средневзвешенные процентные ставки по кредитам, которые Сбербанк и ВТБ предоставили регионам, были на уровне или ниже ценовых предложений, сложившихся на рынке банковского кредитования в соответствующие периоды», - говорится в отчете Счетной палаты.

А вот действия финансово-экономического блока региональных правительств вызвали вопросы. Просроченная задолженность у субъектов РФ, к счастью, отсутствует. Большая часть нарушений коснулась именно управленческих решений в процессе кредитования.

Госдолг регионов растет

Все регионы, в отношении которых проводилась проверка, за последние два с лишним года увеличили объем основного долга по банковским кредитам. «В период с 1 января 2014 по 1 января 2016 года основной долг по кредитам кредитных организаций увеличился: в Самарской области - в 2,7 раза, в Московской - в 1,8 раза, в Челябинской - в 1,3 раза, Саратовской области - в 1,1 раза. Только по Ярославской области объем долга перед банками сократился в 1,2 раза, но этот показатель оказался существенно перекрыт заимствованиями, осуществленными в первом полугодии текущего года», - уточнил аудитор Счетной палаты РФ Андрей Перчян.

Сохраняющаяся тенденция увеличения объема государственного долга регионов оказывает негативное влияние на устойчивое развитие экономики и социальную стабильность государства, подчеркивает Счетная палата.

Долговые обязательства регионов на 1 октября 2016 года составили около 2,3 трлн рублей. В общем объеме государственного долга регионов значительную долю составляют коммерческие кредиты, а именно более 965 млрд рублей на 1 января 2016 года и 681 млрд рублей на 1 октября 2016 года. «Как показывает практика, значительные заимствования осуществляются регионами в конце года, так что итоговый показатель за 2016 год еще может вырасти», - предупреждает Андрей Перчян.

Инфографика с сайта Счетной палаты

Без лишней надобности

В ряде случаев регионы получила кредиты необоснованно и несвоевременно. К примеру, в то время, когда на лицевом счете регионального бюджета оставались значительные остатки, или когда на банковских депозитах временно размещались большие суммы временно свободных средств из регионального бюджета.
Например, в период привлечения Самарской областью кредитов Сбербанка общей суммой 4 млрд рублей (привлечены 6 июня, погашены 22 июля 2014 года) остаток средств на лицевом счете бюджета составлял 4,3 млрд рублей. Кроме того, на депозитах были размещены средства областного бюджета в объемах от 100 млн до 4,9 млрд рублей. За пользование этими кредитами Самарская область выплатила Сбербанку около 156 млн рублей.

Аналогичную ошибку совершила и Московская область - в декабре 2014 года регион привлек кредиты в 40 млрд рублей. Остатки средств областного бюджета составляли в декабре от 11,8 млрд рублей до 60,7 млрд рублей, еще порядка 23 млрд рублей временно свободных средств бюджета области были размещены на банковских депозитах. Аналогичная ситуация имела место и в 2015 году. За пользование указанными кредитами Московской областью только в декабре 2014 и декабре 2015 годов было уплачено около 230 млн рублей.

«В отдельных случаях банковские кредиты привлекались незадолго до получения кредитов из федерального бюджета, а средства бюджетных кредитов направлялись на погашение банковских кредитов, привлеченных накануне», - подчеркивает Счетная палата.

Неэффективное распоряжение

экспертное мнение
Иван Стариков
07.11.2016, 13:17

«В распределении бюджетных средств сегодня наблюдается чудовищная диспропорция»

В ходе проверки были зафиксированы неоднократные случаи неэффективного распоряжения региональными средствами. К примеру, Самарская и Московская области размещали временно свободные средства регионального бюджета на банковских депозитах по ставкам ниже процентных ставок банковских кредитов, привлеченных накануне.
Так, Самарская область 30 сентября 2014 года привлекла кредиты по ставке 10,45 -10,75% годовых общей суммой 3,05 млрд рублей, а 1 октября разместила на банковских депозитах временно свободные средства бюджета по ставке 9,16-9,93% годовых общей суммой 2 млрд рублей. Аналогично поступила Московская область - 4 декабря 2015 года средства бюджета на сумму 16 млрд рублей были размещены в Сбербанке на 24 дня по ставке 11,5% годовых, а на следующий операционный день, 7 декабря, были привлечены кредиты Сбербанка на сумму 7 млрд рублей под 11,58% годовых.

На руку банкирам

Помимо невыгодных депозитов субъекты РФ принимали куда более недальновидные решения – к примеру, досрочное погашение банковских кредитов и привлечение новых кредитов по более высокой ставке.

Так, Ярославская область в январе 2015 года из средств бюджетного кредита досрочно погасила банковские кредиты по ставке 7,88% годовых и спустя 4 дня привлекла новые банковские кредиты - уже под 13,6% годовых. В июне 2015 года регион погасил за счет федеральных средств кредиты по ставке 9,2% годовых и привлек кредит под 13,5% годовых.

Челябинская область в ноябре 2014 года привлекла кредит из федерального бюджета и направила его на досрочное погашение банковских кредитов, ранее привлеченных по ставке 8,45 % - 8,95 % годовых. В декабре 2014 года регион привлек кредиты кредитных организаций под более высокую процентную ставку, 10,85% – 11% годовых. Помимо этого, регион затянул сроки погашения банковского кредита за счет федеральных средств – деньги поступили в регион в декабре 2014 года, выплаты кредитной организации были произведены только в марте 2015 года. В результате за указанный период за одно обслуживание кредита расходы челябинского бюджета составили 10 млн рублей.

Прочие нарушения

Проверка показала, что во всех регионах наблюдается значительное увеличение расходов на обслуживание банковских кредитов. В 2015 году больше всего расходы увеличились в Московской области - в 2,7 раза. Более того, в 2016 году регионами (кроме Ярославской области) планируется дальнейший рост расходов на обслуживание кредитов.

Также проверка выявила, что некоторые органы не соблюдали законодательство в части ограничений по предельному объему заимствований. Например, при исполнении бюджета за 2014 год правительство Московской области превысило предельный объем заимствований более чем на 13 млрд рублей, правительство Челябинской области – на 2 млрд рублей, Ярославской области - на 48,5 млн рублей.

Вопреки существующему законодательству, Самарская область финансировала за счет привлеченных банковских кредитов кассовые разрывы – сумма нелегальных займов составила около 4 млрд рублей. Аналогичные кредиты планировались на 2015 и 2016 годы.

Кроме этого, Счетная палата выявила случаи, когда контракты на предоставление кредитов заключались субъектами без специального решения регионального высшего исполнительного органа исполнительной власти – от бюрократических условностей отмахнулись Московская (в 2014 и 2015 годах) и Саратовская области (в 2014 году).

Последствия проверки

В качестве итога Счетная плата рекомендует внести изменения в Бюджетный кодекс: к примеру, запретить регионам размещать средства на банковских депозитах в случае, когда имеются долги по бюджетному кредиту. Также надзорный орган предлагает при предоставлении субъектам кредитов из федерального бюджета прописывать, на погашение каких конкретно долгов будут направлены эти средства. Соответствующее обязательство планируется зафиксировать в нормативных документах.

Представления об устранении нарушений будут направлены губернаторам Московской области, Саратовской области и Челябинской области, министру управления финансами Самарской области, и.о. директора департамента финансов Ярославской области. Информационные письма с результатами проверки ведомство направит в правительство РФ, Минфин РФ, Федеральное казначейство, Федеральное Собрание, а также губернатору Самарской области и врио губернатора Ярославской области.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.