Законопроект, вводящий уголовное наказание за бюджетные траты на пиар губернаторов, который был инициирован представителями всех четырех парламентских партий летом 2015 года, отклонен. Проект предусматривал наказание от крупных штрафов до реальных сроков лишения свободы за «чрезмерные траты» на пиар чиновников. Инициатива депутатов будоражила и региональную прессу, и общественников и чиновников на протяжении полутора лет, пугая огромными штрафами и перспективой оказаться за решеткой особо щедрых глав регионов. Между тем, спорящие стороны так и не смогли разделить пиар и информационные контракты, что вносило еще больший диссонанс. Эксперты считают, что законопроект никто и не собирался принимать, и свою роль, в качестве «сигнала с башни» для региональных элит он выполнил. Подробности – в материале РИА «ФедералПресс».
«Нам нужна формула»
На прошедшем на прошлой неделе Совете Госдумы было принято решение вернуть авторам законопроект об уголовном наказании за саморекламу. Формальным поводом для этого стало отсутствие отзывов правительства и Верховного суда. Однако, по данным источников федеральных СМИ, подлинной причиной для возврата проекта закона стало то, что он выполнил свое предназначение — траты на СМИ в регионах стали снижаться.
Напомним, старт этой истории был дан летом прошлого года, когда президент Владимир Путин в июне заявил, что неплохо было бы «изобрести такую формулу, которая не позволяла бы деньги, которые надо использовать для решения социальных задач, тратить на голый пиар»
Через считанные дни депутаты от четырех фракций внесли в парламент на рассмотрение проект закона, который предполагал внесение в УК статью о «незаконном расходовании бюджетных и внебюджетных средств на информирование о деятельности органов госвласти субъекта РФ». В случае если общие траты на пиар превысили 1,5 млн рублей, с осужденного предлагалось взимать штраф в размере 300 тысяч рублей или же в размере одно- или двухлетнего дохода либо ему может быть назначено наказание в виде принудительных работ или тюремного заключения сроком до двух лет или арестом до шести месяцев. В том случае, если траты превышают 7,5 млн рублей, штраф составляет 500 тысяч, а срок лишения свободы – пять лет.
Любопытно, что буквально за несколько месяцев до этого был лишен статуса губернатора находящийся под следствием губернатор Сахалина Александр Хорошавин. При обыске у него были найдены громадные суммы денег, но пристальный интерес к нему изначально проявлялся именно из-за «чрезмерного пиара» – еще в 2013 году активисты ОНФ заявляли о сотнях миллионов рублей, который Хорошавин тратил на популяризацию своей деятельности.
«Есть вероятность, что законопроект доработают и изменят уголовное наказание на административное и он будет принят. Но тут все будет зависеть от федерального центр и лояльности регионов», – прокомментировал ситуацию «ФедералПресс» директор центра политологических исследований Финансового университета при президенте РФ Павел Салин.
«Сигнал» для властей
Впрочем, часть наблюдателей высказывает мнение, что этот законопроект и не собирались утверждать. Он сам по себе призван был стать некой «пугалкой» для губернаторов, которая сыграла свою роль. Всего за год в большинстве регионов в бюджетах строка «траты на СМИ» либо просела, либо прекратила рост.
«Изначально не предполагалось принятие этого законопроекта, у нас в Уголовном кодексе и так много статей, которые можно применить в этом случае, куда попадают чрезмерные траты на СМИ – это нецелевое расходование средств. У законопроекта было две цели: пиар его инициаторов и предупреждение региональным элитам», - добавляет Салин.
Основная задача этого «экзотического» законопроекта была в том, чтобы «взбодрить» региональный истеблишмент, пусть он и выглядел несколько странно.
«Простите, эта инициатива изначально была слишком экзотической даже для российского законодательного поля. Но я не думаю, что эта инициатива когда-либо воспринималась по-настоящему. Губернаторов эта инициатива взбодрила, хоть и не все принимали этот законопроект всерьез», – отметил в беседе с «ФедералПресс» гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин.
По словам одного из соавторов законопроекта, замруководителя парламентской фракции «Справедливой России» Александра Буркова, работа над этой инициативой будет продолжена, поскольку, по его мнению, «проблема никуда не делась».
Между тем, сторонники того, что губернаторы должны через СМИ информировать население о работе органов власти, уверены, что настоящим пиаром в этой истории занимаются именно лоббисты резонансного законопроекта. С этой позиции, нельзя исключать, что при первом удобном случае, они вновь начнут раскручивать в несколько смягченной редакции проект закона.
«Нельзя исключать того, что проект будет доработан и наказание, вполне возможно, изменят на административное. Если регионы воспримут предупреждение, то такая необходимость отпадет», – отметил в беседе с «ФедералПресс» член комиссии по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Общественной палаты РФ Валерий Коровин.
В целом же, никакой законопроект для отдельного наказания глав регионов не нужен, в случае нецелевых бюджетных трат достаточно и существующих правовых норм.
«Изначально было понятно, что принят закон не будет, но сигнал с башни был получен в регионах. Если кто-то не понял – тот поймет, как говорил один видный региональный государственный деятель, – будут посадки и увольнения, это уже всем должно стать ясно», – уверен Мухин.
Стоит отметить, что даже тень такого наказания вызвала несколько ярких побочных явлений. В первую очередь, стоит сказать о том, что угроза наказания за нецелевое расходование средств в рамках информационного поля неизбежно вызвало сжатие финансовых потоков в этой части. Естественным образом они стали корректироваться и компенсироваться за счет новых «маршрутов». Ярким примером того, к чему такая компенсация может привести может служить «дело Сандакова» – вынужденный искать альтернативные потоки финансовых средств вице-губернатор Челябинской области уже полтора года находится под следствием, по сути за выполнение своих полномочий.
В «районках» все спокойно
Есть и еще один момент — конечным потребителем средств, о которых идет речь, были региональный, муниципальные и районные издания, агентства и газеты. Зачастую, контракты на освещение деятельности органов власти, в том числе и губернаторов, составляют львиную долю их бюджетов. На этом фоне, в профессиональной среде обсуждалась проблема сохранения профессионального кадрового журналистского состава. По мнению представителей другой стороны, если эти издания не смогут обеспечить себе иной доход, значит так им и надо – «не вписались в рынок». С другой стороны, именно эти издания несут в себе важнейшую социальную функцию — дают обратную связь для власти с «глубинкой» и ее разрушение будет чревато социальной дестабилизацией. Возможно, и в этой сфере наступит временное затишье, пока у «районок» будет возможность диверсифицировать свои доходы.