Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) развернул работу в регионах, где в следующем году предстоят выборы губернаторов (например, в Севастополе). В свете идущего разделения экспертного сообщества между Администрацией президента и Госдумой наблюдатели задаются вопросом: от кого поступил этот заказ – от куратора внутренней политики Сергея Кириенко или его предшественника, по инициативе которого и был создан ФоРГО, – спикера Госдумы Вячеслава Володина. Как формируются новые экспертные пулы и как Володин собирает вокруг себя аналитиков, имеющих богатый опыт сотрудничества с высшими эшелонами власти, – в материале «ФедералПресс».
Расширение экспертных границ
Вопрос о том, где на ближайшую перспективу будет сосредоточен реальный центр управления внутренней политикой, уже третий месяц остается без ответа (с момента перехода экс-первого руководителя АП Вячеслава Володина в Госдуму и назначения на его место Сергея Кириенко). Однако аналитики не спешат делать какие-то выводы и всерьез обсуждать, сохранит ли эти функции за Администрацией президента первый замглавы руководителя Сергей Кириенко, или их постепенно перетянет на себя его предшественник, спикер Госдумы Вячеслав Володин.
Из недавних действий Володина становится очевидным, что он не только не откажется от «своего» экспертного пула, но и значительно увеличит его. По мнению политолога Андрея Богданова, он «всегда стремился расширить угол зрения на любые политические проблемы, проекты, законотворчество и т.п., и сейчас продолжает это делать».
Расширение экспертного круга произойдет, в частности, за счет привлечения вузов. На прошедшей накануне встрече с ректорами крупнейших вузов Вячеслав Володин заявил о намерении использовать научный потенциал высшей школы в оценке проектов законов.
Член Экспертного совета ИСЭПИ Алексей Зудин уверен, что вузы, которые спикер Госдумы будет привлекать к проведению экспертизы законодательства, «неизбежно окажутся в сфере его влияния». При этом стоит учесть, что частично эти институты контролируются его преемником – Сергеем Кириенко. И яркий пример тому – Высшая школа экономики. «С одной стороны, она фигурирует в числе вузов, которые Володин собирается привлекать для экспертизы законодательства, – говорит Зудин, – с другой стороны известно, что, если раньше в бытность свою на прежней должности, Володин был председателем наблюдательного совета Высшей школы экономики, то теперь эту должность занял его преемник Сергей Кириенко. Таким образом, ВШЭ будет находиться в сфере влияния как бывшего, так и нынешнего главы внутриполитического блока».
Влияние на другие вузы Вячеслав Володин будет иметь по определению: им предстоит осваивать деньги федерального бюджета.
Ранее спикер Госдумы, кроме прочего, предложил увеличить расходы на экспертизу законопроектов. Известно, что все парламентские фракции получат на эти цели по 10 млн рублей. Кроме того, как известно, самая крупная фракция – «Единая Россия» заявила о создании 12 экспертных советов. Они будут заниматься оценкой законодательных инициатив парламентариев, проводить круглые столы и общественные экспертизы, к которым будут привлекаться, например, профессиональные сообщества.
Эти шаги Вячеслава Володина к расширению экспертного пула Госдумы политологи считают важной частью другого процесса – усиления парламента. По словам руководителя Центра политических исследований ИГСО Михаила Нейжмакова, «новый спикер собирается повысить роль Госдумы именно в подготовке (а не механическом утверждении) законопроектов». «Таким шагом Володин де-факто демонстрирует, что может донести оценки руководства вузов, профсоюзов и различных ассоциаций до президента, с которым он находится в постоянном контакте», – отметил Нейжмаков.
Невидимая цель Володина
Директор Института прикладных политических исследований Григорий Добромелов объясняет желание Вячеслава Володина расширить экспертный пул Госдумы просто: «помимо внешней публичности и повышения формального статуса, Володин старается забрать с собой и часть идеологической составляющей». Для этого нужно сделать из Госдумы своего рода «центр выработки определенных концептов и определенных решений». Поэтому и нужны бюджетные деньги на экспертизу законопроектов.
Вместе с тем, следует учитывать, что спектр законотворческой деятельности настолько широк, что он «фактически может покрывать все направления внутренней и внешней политики». «Скорее всего, Сергей Кириенко от какой-то части экспертов откажется. Но Володин, понимая, что экспертный пул, который сформировался вокруг него за эти годы, необходимо поддерживать, старается найти инструменты сохранения этого экспертного сообщества, а экспертиза законопроектов таким инструментом и является, – поясняет Григорий Добромелов. – Не случайно Володин встречался с представителями вузов, поскольку там можно делать масштабные экспертизы относительно за небольшие средства. Вузы готовы будут ради статуса проводить экспертизы».
По мнению Добромелова, часть тех денег, что Госдума получит на проведение экспертизы проектов законов пойдет на поддержание экспертного пула, в который входят ИСЭПИ и ФоРГО, созданные Володиным в 2012 году. Напомним, что Институт социально-экономических и политических исследований занимался при Володине взаимодействием с экспертами, а Фонд развития гражданского общества проводил аналитическую работу.
Будущее обоих фондов вызывает много вопросов. Одни эксперты считают, что, в первую очередь, ИСЭПИ и его руководитель Дмитрий Бадовский уже теряют позиции. Другие полагают, что институт останется в поле влияния спикера Госдумы, а Бадовский станет руководителем своего рода «мозгового центра» и будет, как и раньше при АП, координировать всю экспертную работу, но уже при нижней палате парламента.
Так, по мнению директора Центра развития региональной политики Ильи Гращенкова, Вячеслав Володин с переходом в Госдуме «старается забрать свои наработки с собой». «Тот же Дмитрий Бадовский и его ИСЭПИ теперь будут обслуживать не только парламентские проекты, но и «Единую Россию», – говорит эксперт.
С ФоРГО, считает Гращенков, ситуация выглядит несколько сложнее. Фонд учрежден Администрацией президента, соответственно, сейчас «по наследству перешел Сергею Кириенко». «Но вопрос не в организациях, а в их функционале и в том, что они могут дать новому куратору внутренней политики. В отличие от того же ФЭПа [Глеба] Павловского, обе структуры были, скорее, симуляциями, нежели реальными институтами, они, скорее, репрезентировали те мнения и ту работу, которую УВП АП вело самостоятельно, а потом через эти структуры публиковали», – отметил Илья Гращенков.
Политолог также полагает, что у нового руководства внутриполитического блока Кремля может быть недоверие к главе ФоРГО Константину Костину, который работал на Старой площади еще при предшественниках Сергея Кириенко – Владиславе Суркове и Вячеславе Володине. Прокомментировать ситуацию «ФедералПресс» руководитель ФоРГО сегодня отказался.
Добавим, что внештатными советниками спикера Госдумы сегодня называют руководителя Фонда развития современного искусства Ивана Демидова и спичрайтера Вячеслава Володина Алексея Чадаева (получить комментарий у г-на Чадаева «ФедералПресс», к сожалению, не удалось – эксперт не стал комментировать ситуацию).
Из-за чего Вячеслав Викторович может поссориться с Сергеем Владиленовичем
Все, что делает сейчас спикер Госдумы, в принципе, можно назвать стремлением не просто сохранить, а существенно расширить границы своего влияния на экспертное сообщество. Политолог Григорий Добромелов полагает, что в результате деления экспертов, «те, которые не были востребованы у Володина, будут востребованы у Кириенко, а те, которые были востребованы у Володина, уйдут в сторону Госдумы, и вокруг АП сформируется немного другой пул». Кто-то из экспертов вообще окажется и там, и там.
Володин целенаправленно воспроизводит в Госдуме идеологический и экспертный штаб, существовавший в АП. Определить же качественный состав, к сожалению, не получится, так как в России, пояснил Григорий Добромелов, «нет устоявшейся системы оценки рейтингования, профквалификации и профстандартов для экспертов в сфере внутренней политики, в сфере госконсалтинга».
Илья Гращенков считает, что Сергею Кириенко придется «взять власть в свои руки, так как она лежит на земле, и вес его полномочий зависит от его же усилий», а вот «выстроить политический тандем с Володиным ему вряд ли удастся». «Во-вторых, [Кириенко] нужно ввести в экспертно-политическое поле новых игроков, – говорит политолог. – Еще один важный момент – смена самого формата. При Володине эксперты выполняли исключительно медийную функцию, оглашая единую точку зрения Кремля, что иногда доходило до смешного – комментарии экспертов совпадали даже в отдельных фразах и предложениях. Сегодня АП нужны политтехнологи, ставка, скорее всего, будет сделана на полевые технологии, мобилизационные структуры. А значит, симулировать процесс не удастся, придется выстраивать реальные региональные сети, мониторить ситуацию в поле, не только генерировать смыслы, но и искать их «снизу».
Член Экспертного совета ИСЭПИ, политолог Алексей Зудин, в свою очередь, считает, что никакой конфронтации между Кириенко и Володиным в силу неослабевающего влияния последнего на экспертное сообщество, не будет. Политолог Андрей Богданов также надеется, что разделения экспертного сообщества не случится. «Если это произойдет, это будет плачевным для страны», – резюмирует эксперт.
По словам директора Института прикладных политических исследований Григория Добромелова, в этой ситуации все решат деньги: «тот, у кого будет больше ресурсов обеспечить экспертов либо напрямую контрактами, либо косвенно через повышение их внутреннего статуса, тот и будет иметь преимущество». «Пока статус эксперта при АП несколько выше и позволяет получать [экспертам] больше средств, зарабатывать на консалтинге», – отметил Добромелов.
Стоит учесть, что общественная и юридическая экспертиза законопроектов – это, действительно, прерогатива Госдумы. А вот экспертиза важнейших внутриполитических процессов в стране явно выходит за рамки полномочий и компетенций представительного органа. В этой связи ответ на вопрос: в чьих интересах мониторится предвыборная ситуация в регионах, – даст ответ на другой вопрос: является ли думский аппарат Вячеслава Володина «теневой АП».
Между тем источники в администрации президента РФ – не теневой, а настоящей – сообщают, что началась масштабная ревизия контрактов, исполненных ранее экспертными институтами, на предмет возможных финансовых злоупотреблений.
Самые читаемые материалы 2016 года