Во вторник, 27 декабря, пресс-служба главы Бурятии Вячеслава Наговицына специально распространила заявление, в котором опровергла информацию о давлении администрации президента России по вопросу сложения полномочий сенатора Арнольда Тулохонова. Все это произошло на следующий день после того как член Совета Федерации от республики официально объявил о намерении покинуть верхнюю палату российского парламента. Почти месяц сенатор, избранный в октябре академиком РАН, пытался доказать, что на него не распространяются планы президента России Владимира Путина, уволившего нескольких новых академиков из структур власти. Но все-таки решил уступить из уважения к главе Бурятии, вернувшись в большую науку. Подробности – в материале «ФедералПресс».
«Давления администрации президента России и главы Бурятии по вопросу сложения полномочий сенатора не было», – процитировала руководителя республики пресс-служба Вячеслава Наговицына.
Крайне лапидарное заявление Вячеслава Наговицына касалось темы сложения полномочий члена Совета Федерации Арнольда Тулохонова, о котором стало известно накануне. Глава Бурятии сообщил, что обсуждал с академиком идею создания на базе БИП СО РАН Мирового института изучения и сохранения пресной воды, дальнейшего их сотрудничества по созданию такого института, и нашел полное понимание и заинтересованность.
Днем раньше сенатор от республики провел в Улан-Удэ специальную пресс-конференцию, на которой подтвердил, что уже написал заявление об уходе из Совета Федерации. Более того, Арнольд Тулохонов на ней заявил, что сделал это под давлением. «Я написал заявление в связи с тем, что администрация президента, я это открыто указал, оказывает давление на главу республики, – заявил Арнольд Тулохонов. – А так, как главу республики я уважаю и считаю, что многим ему обязан, то я написал заявление».
При этом бурятский сенатор не стал скрывать, что за три года работы членом Совета Федерации, он 15 раз выступал против федеральных законов. «За это время я три раза получил замечания от администрации президента, – рассказал журналистам Арнольд Тулохонов. – Я был против закона о науки, но мне поступил звонок с просьбой не выступать против. Администрация хочет, чтобы я меньше критиковал их».
История со сложением полномочий нынешнего сенатора от Бурятии стала достоянием общественности уже как минимум месяц. Дело в том, что в конце октября Арнольд Тулохонов был избран действительным членом Российской академии наук, одержав победу по специальности «география и водные ресурсы». Всего по результатам выборов были утверждены кандидатуры 176 новых академиков и 323 новых членов-корреспондентов, 14 из которых были представителями власти.
Ровно через месяц, 23 ноября, президент России Владимир Путин неожиданно выступил с критикой высокопоставленных чиновников, ставших членами РАН вопреки его запрету совмещать занятия наукой с госслужбой. «Зачем вы это сделали? – спросил Владимир Путин на одном из совещаний президента РАН Владимира Фортова. – Они такие крупные ученые, что без них академия наук не сможет?»
Позже глава государства своим специальным указом уволил нескольких людей из правительства и силовых структур, избранных академиками РАН. В их число попали замглавы МВД Александр Савенков, главный военный медик Минобороны Александр Фисун, глава Управления архивных фондов ФСБ Василий Христофоров, а также заместитель управляющего делами президента Константин Котенко.
В то же время появились слухи о том, что наказания не смогут избежать также и те академики, которые не работали в исполнительной власти. В списке кандидатов числился и Арнольд Тулохонов, ставший членом Совета Федерации три года назад. Впрочем, в конце ноября представители академика уверяли журналистов, что к бурятскому сенатору заявления президента не относятся.
Как выяснилось позже, академик даже написал специальное письмо, в котором указал, что в соответствии со статьей 97 Конституции РФ, члены СФ не могут находиться на государственной службе и заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельностью. «Есть мое письмо в адрес сенаторов о неправомочности этого явления, – отметил Тулохонов. – Есть письмо депутатов Хурала о том, что это давление не правомочно. Все три документа говорят о том, что администрация президента не соблюдает законы».
По словам Тулохонова, обращение Путина в адрес президента Российской академии наук не имеет никакого отношения к академикам, работающим в Федеральном Собрании. «После выступления Владимира Путина на ноябрьском Госсовете по науке в прессе резко активизировалась стремление освобождения меня как действительного члена академика РАН от обязанностей члена Совета Федерации, как несовместимой с работой в сфере науки, – отметил академик. – Однако по действующему законодательству член СФ может быть освобожден только по собственному желанию или с завершением срока деятельности органа власти выдвинувшего его в парламент России. Сегодня ни того, ни другого случая нет».
Однако слухи об уходе Арнольда Тулохонова продолжали активно распространятся, а часть из них проникли в прессу. Говорилось, что вопрос об уходе академика вынесен на обсуждение очередного заседания Совета Федерации. «В случае отставки Арнольда Тулохонова его место может занять только действующий депутат Народного Хурала, который с назначением сенатором автоматически теряет свой депутатский статус, – писала «Новая Бурятия». – На решение вопроса о наделении полномочиями нового члена СФ главе Бурятии, по закону, дается десятидневный срок».
Кроме того, в местной прессе появились публикации, где говорилось, что уже восемь депутатов Народного Хурала подали свои кандидатуры на освобождающее место в Совете Федерации. «Тут самое время вспомнить пикантный момент, – писала пресса. – По негласному принципу в Совете Федерации республику должен представлять этнический бурят. Так как в сенате уже есть русский Александр Варфоломеев от Бурятии, то выбор Вячеслава Наговицына будет крайне ограничен».
Окончательное решение о дальнейшем членстве Арнольда Тулохонова в верхней палате российского парламента сенаторы будут принимать на первой в 2017 году сессии Совета Федерации, которая намечена на 17 января. «Они будут голосовать, – рассказал академик. – Если не в пользу меня, то тогда Наговицыну нужно будет рекомендовать нового сенатора от Бурятии, и опять будет голосование членов Совета Федерации уже по новой кандидатуре».
Но академик РАН уже заявил, что «в политике больше участвовать не будет». Арнольд Тулохонов, который является научным руководителем Байкальского института природопользования Сибирского отделения РАН, а в его компетенцию входит экономическая и физическая география, Байкальский регион, климатология, метеорология, намерен «продолжит заниматься наукой». «У меня есть работа, – отметил Тулохонов. – Академик – это вечная моя должность».