В новом году регионы страны ждет транспортная реформа. Изменения коснутся схемы пассажирских перевозок. Разработчики проекта предусмотрели экономический эффект от нововведения, однако не позаботились об удобстве граждан. С улиц городов исчезают не только дублирующие направления, но и так называемые длинные маршруты. Добираться до пункта назначения теперь придется с двумя, а то и тремя пересадками. Реакция не заставила себя ждать: в Екатеринбурге жители собирают подписи против изменения маршрутной схемы, обстановка накалилась настолько, что в дело была вынуждена вмешаться региональная прокуратура. Между тем, в ряде регионов – ПФО, Сибири и на Юге страны – уже действует новая система. В результате жители Томска часами ждут автобус на тридцатиградусном морозе, а в Нижнем Новгороде перевозчики через суд отстаивают свое право на работу. О том, какие трудности объединяют города-первопроходцы, – в материале «ФедералПресс».
Градус общественного недовольства жителей Екатеринбурга, где меняют схему движения общественного транспорта, накалился до предела. К спору вокруг необходимости оптимизации системы маршрутов подключился прокурор Свердловской области Евгений Охлопков. Он поручил проверить законность введения новой схемы. «Прокуратура проверит законность установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов общественного транспорта; даст оценку исполнения администрацией Екатеринбурга полномочий по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа. Сотрудники прокуратуры проанализируют доступность общественного транспорта для жителей различных районов города, а также доступность социально-значимых объектов», – отмечают в пресс-службе надзорного ведомства по региону.
Курсировать по новой схеме общественный транспорт уральской столицы начнет уже с 1 июля этого года. Работа над проектом заняла порядка 9 месяцев, после чего он был представлен на стенде Екатеринбурга в рамках международной выставки «Иннопром-2016». Авторы проекта оптимизации маршрутной сети (в их числе – специалисты фонда «Город.PRO», а также транспортный зарубежный эксперт Джарретт Уокер) поясняют, что новая схема движения позволит обеспечить доступность транспортной сети для горожан с минимальными затратами. Ее суть проста: с улиц уральской столицы исчезнут 87 существующих автобусных маршрутов (вместо них будет внедрено 45 новых). Также планируется отменить 18 из 30 трамвайных и 8 из 19 троллейбусных маршрутов. Реформа направлена на борьбу с избыточными маршрутами: транспорта в городе станет меньше, однако изменится сама маршрутная сеть и частота движения. За счет этого, по мнению городских властей, екатеринбуржцы смогут добираться из пункта «А» в пункт «Б» быстрее, хоть и с пересадками. «Интуитивно кажется, что «прямой» маршрут от вашего дома до места, куда вам нужно, довезет вас быстрее всего, но это не всегда так. Сеть очень частых маршрутов, даже если она требует пересадок, позволяет доезжать до нужных мест быстрее, чем низкочастотный «прямой» маршрут», – убеждены разработчики концепции.
Идея реорганизации городской транспортной сети пришлась не по вкусу многим горожанам. Они буквально осаждают городские форумы и группы в соцсетях. Суть претензий сводится к одному: как перемещаться по городу, если больше сотни маршрутов будет отменено? Кроме того, теперь большинство автобусов будет ходить через центр города, так что напрямую добраться из одного «спального» района в другой будет крайне проблематично. На сайте Change.org уже появилась петиция против изменения схемы движения транспорта в Екатеринбурге, которая на момент публикации материала собрала уже более 6 тысяч подписей. Как оказалось, ставка на специалиста из США, приехавшего разрабатывать транспортную схему для уральского города-милионника, не сыграла. Екатеринбуржцы искренне не понимают, каким образом увеличение числа пересадок сделает их жизнь проще, а перемещения по городу быстрее. Многие жители столицы Урала уже предсказывают наступление в городе настоящей гуманитарной катастрофы. Другие призывают провести общественные слушания, на которых и должен решаться вопрос о необходимости изменений. В свою очередь мэрия пока воздерживается от такой формы общения с горожанами.
Трудности перехода
В ряде городов страны уже внесены коррективы в систему работы общественного транспорта. Так, например, с 1 января новая схема заработала в Томске. По правилам осуществлять перевозку пассажиров теперь могут исключительно перевозчики-победители торгов, с которыми муниципалитет заключил контракты. Предсказанного транспортного коллапса (проигравшие перевозчики обещали мешать передвижению автобусов) в городе не произошло и острой нехватки транспорта пассажиры не ощущают. Тем не менее, в первую рабочую неделю в Центр контроля пассажирских перевозок все же поступали жалобы на сбитые интервалы движения транспорта. Однако, по словам представителей комитета по транспорту и организации дорожного движения администрации Томска, неудобства в первую очередь связаны со сложной дорожной обстановкой. Несколько хуже обстоит ситуация с пригородным сообщением. В частности, пассажиры просят вернуть автобусный маршрут №405, который напрямую курсировал из Северска до областного центра. После реорганизации транспортной сети маршрут был упразднен.
Ездить станет дороже
Не добавляет оптимизма и тот факт, что с начала года повысилась плата за проезд в общественном транспорте. В Томске распоряжение о повышении стоимости пассажирских перевозок подписал мэр Иван Кляйн. Максимальная стоимость проезда в маршрутках устанавливается в объеме 18 рублей. (15 рублей для пенсионеров). В электротранспорте – до 16 рублей, для пожилых людей цена останется прошлой – 12 рублей. Максимальная цена за провоз багажа не поменяется и будет составлять 10 рублей. С учетом изменившейся системы проезда, предусматривающей большее количество пересадок, пассажиры будут тратить больше средств на поездки. Тот факт, что даже не смотря на увеличение стоимости, тарифы на проезд в Томске остаются ниже, чем в среднем по СФО (для сравнения, житель Омска тратит на поездку 22 рубля), является слабым аргументом для горожан. «А теперь объясните мне, почему в очередной раз, непонятно на каком основании, повышают цену на проезд в угоду «транспортников» и в ущерб интересам граждан и качеству перевозок?! У меня только одно объяснение, сговор..», – негодует пользователь сайта tv2.tomsk.ru (орфография и пунктуация сохранены).
Похожая ситуация наблюдается и в Екатеринбурге, где плата за проезд в общественном транспорте с 1 февраля также возрастет. Если сегодня стоимость билета составляет 26 рублей, то уже в следующем месяце она повысится до 28 рублей (ранее перевозчики обращались с заявками о повышении тарифа до 31-35 рублей). Логично предположить, что с изменением схемы маршрутов возрастут и затраты на проезд – пересадок станет больше, а, следовательно, и платить придется чаще. Для решения проблемы в городе введут специальный временной тариф. «У человека будет Е-карта, с этой Е-картой он заходит в какой-то транспорт. Е-карта прикладывается к валидатору кондуктора, в этот момент с него снимается определенная сумма и начинается отсчет того времени, которое идет на поездку, – пояснил председатель комитета по транспорту горадминистрации Игорь Федотов. – Далее, если есть необходимость пересадки, он выходит из этого транспортного средства, идет в другое транспортное средство, там также прикладывает ее к валидатору. Если время, отведенное на поездку, не вышло, то эта сумма с него не снимается». Также с 1 января 2017 года новые предельные тарифы на проезд в общественном транспорте городского и пригородного сообщения применяются и в других муниципалитетах региона, где подобной системы нет. По словам бывшего председателя профсоюза автотранспортников Курганской области Александра Курасова, дробление маршрутов серьезно ударит по карману жителей небольших городов. «Для населения города Кургана съездить на работу за 50 рублей – достаточно дорого. Проезд туда-обратно обойдется в 100 рублей. С учетом тугого, что в месяце 21-23 рабочих дня, 2000 рублей – достаточно ощутимо. Хотя официальная статистика совершенно другая, мы знаем, сколько на самом деле получают люди в городе. У нас у многих зарплаты по 8-10 тысяч, – приводит пример эксперт – [Тот факт, что добраться из одной точки в другую станет] быстрее – да, но кто будет платить за это в два раза дороже?».
Перевозчики бьют тревогу
Сокращение маршрутной сети неизбежно влечет за собой потерю работы для предпринимателей, занимавшихся транспортными перевозками. В Томске в соответствии с утвержденной маршрутной схемой администрация заключает контракты на осуществление регулярных перевозок с перевозчиками-победителями открытого аукциона. Однако ряд предпринимателей были недовольны новой системой. Для тех, кто остался не удел, варианта два: идти в качестве наемных работников к более крупным перевозчикам, владельцам выигранных маршрутов или же работать в тени. Так, с начала года в Томске выявлено уже больше двух десятков маршруток, нелегально перевозивших пассажиров по сниженным ценам, повесив таблички «Заказной». По информации портала tvtomsk.ru, в автобусах были установлены емкости для пожертвований с надписью: «Для помощи семьям водителей, оставшихся без работы». На вопрос «Можно ли не платить?» кондукторы отвечали – «Можно, если не жалко водителей и их семьи».
В Нижнем Новгороде, где администрация города также приняла решение о реорганизации маршрутной сети, перевозчики заняли активную позицию и через суд решили оспорить постановление администрации города об упразднении 31 маршрута, исключение из реестра, невыдачу свидетельств. Тем не менее, попытки не увенчались успехом. В конце декабря Первый арбитражный апелляционный суд отменил решение арбитражного суда Нижегородской области в пользу частных перевозчиков. Ранее суд принял решение, что администрация Нижнего Новгорода при реорганизации маршрутной сети должна была пройти определенные процедуры, которые соблюдены не были. Таким образом, работа по оптимизации маршрутной сети в городе будет продолжена, а срок упразднения действующих 31 маршрутов перенесен с конца января на конец апреля. Предполагается, что к этому моменту уже определятся победители открытого конкурса среди частных перевозчиков, кроме того будут утверждены новые маршруты в количестве 20-23 единиц.
Затраты на оснащение
В рамках программы развития транспортной инфраструктуры предусмотрено обновление автопарков. В частности, в Волгограде, где также реализуется маршрутная реформа, в рейс уже вышла первая партия новых автобусов. Все они имеют площади для перевозки маломобильных граждан, кроме того, в них установлены кондиционеры, чтобы в салоне поддерживалась оптимальная температура. Как принимающая сторона Чемпионата мира по футболу-2018, город по распоряжению правительства обязан оснастить весь пассажирский транспорт системой ГЛОНАСС, а также камерами видеонаблюдения в салоне. «Множество автопроизводителей отказались от поставки моделей в 2017 году по причине того, что все новые машины должны быть оснащены системой ГЛОНАСС, – напоминает руководитель Комитета по транспорту Московского отделения «Опоры России», генеральный директор V.I.G.Trans Игорь Ребельский. – Что же касается транспорта, который перевозит пассажиров, то обновление – вполне логично. У любого транспортного средства есть некий срок эксплуатации, амортизации и так далее. К сожалению или к счастью, все приходит в негодность и требует капитального ремонта либо замены. Всем нам, как пассажирам, всегда приятно сесть в новый автобус. Тем более сейчас повсеместно используется система wi-fi и другие технологии». По словам Игоря Ребельского, затраты на обновление, которые должен изыскивать муниципалитет, – уже другой насущный вопрос, однако «постепенная реновация происходить должна».
Холод не тетка
Повсеместно внедряя новую схему движения общественного транспорта не стоит забывать и о климатических особенностях российских регионов. Так, ожидание автобуса в зимний период на остановках Нижнего Новгорода и Томска – разные вещи. «Простояли у меня родственники в 30 градусный мороз на остановке в тимирязево сегодня!!! Дорожная ситуация? Возможно если бы не одно НО . я поехал туда забирать дорогие пустые и не одного автобуса. А автобус который ехал за мною проехал мимо мод сзади едет ещё один он заберет. но он пришёл ещё минут через 15. Вот отлично как торги пришли!», – пишет участник группы «Регион-70|Томск» «ВКонтакте» (орфография и пунктуация сохранены). Тем не менее, по словам экспертов, никакие погодные явления не смогут испортить впечатление от поездки, если власти муниципалитета сумеют организовать четкий график движения транспорта. «Я считаю, что транспорт должен ходить нормально в любом городе. Он должен либо ходить часто, либо жестко соблюдать свое расписание. Для этого должны быть все условия и хорошо, если это расписание будет тактовым – когда автобус ходит через равные промежутки времени, – говорит специалист по транспортным системам городов проектного института «Урбаника» Илья Резников. Он приводит в пример Финляндию, где все расписание движения транспорта построено именно на тактовых схемах между маршрутами. При этом даже в маленьких городах автобус уходит с остановки в четко обозначенный временной интервал – например, раз в полчаса. «Там даже не пишут подробное расписание, просто указывают: [время отправления] 10 минут и 40 минут, например. И если человек заранее знает, что с его остановки автобус уходит каждые 10 и 40 минут часа, то он будет приходить к этому времени. Главное, чтобы автобус это расписание действительно соблюдал – тогда не нужно будет стоять на сорокаградусном морозе и ждать неизвестно сколько», – заключил эксперт.