Экономика
  1. Бизнес
  2. Экономика
Экономика
Ставропольский край
0

Ставропольских коров обвинили в резком скачке

Молоко подорожало из-за зимы и коров
Молоко подорожало из-за зимы и коров

Ставропольские парламентарии проверят обоснованность подорожания молочных продуктов в крае. Как передает корреспондент «ФедералПресс» такие меры понадобились из-за сильного скачка цен на молочку. Продукция в регионе подорожала скачками, до 20 процентов. В результате молоко, которого и так катастрофически не хватает, еще и стало стоить неприлично дорого якобы из-за спада надоев. Эксперты из минсельхоза, впрочем, надеятся, что весной рост цен приостановится, пока же жители региона перешли на продукты из республик СКФО, где коровы, вероятно, продолжают доиться в обычном темпе, и цены стоят на месте. Подробности – в материале экспертного канала.

Заметили даже депутаты

На еженедельной планерке в краевой думе ставропольские депутаты выразили обеспокоенность повышением цен на молочную продукцию в регионе. Парламентарии уверены, что увеличение закупочных цен может спровоцировать подорожание кисломолочной продукции на краевых прилавках. Причем серьезную конкуренцию ставропольским производителям сейчас составляют предприятия из других регионов. Так, депутат думы Ставропольского края Александр Кузьмин отметил, что продукция соседних регионов не уступает по качеству ставропольской, однако заметно дешевле. Политик считает, что, несмотря на сложные рыночные отношения, частные молочные хозяйства не должны увеличивать прибыль за счет населения края. Депутаты намерены проверить ситуацию с ростом цен на молоко лично. Совместно с региональным правительством они готовы создать рабочую группу, которая займется мониторингом цен на молоко в Ставропольском крае.

В нынешней же ценовой ситуации придется разобраться, считает первый заместитель председателя региона Николай Великдань. «В ближайшее время мы обязательно задействуем министерство сельского хозяйства края и комитет по пищевой и перерабатывающей промышленности. Им предстоит детально изучить ситуацию, связанную с повышением оптово-отпускных цен на молоко и молочную продукцию, выяснив, насколько обоснованно подняли цены как производители сырья, так и его переработчики, произошло ли это действительно по объективным причинам. Причем такой анализ коснется не только АО «Молочный комбинат «Ставропольский», но и всех отраслевых перерабатывающих предприятий Ставрополья. Напомню, молочная отрасль – одно из стратегических направлений продовольственной безопасности региона. Все игроки продовольственного рынка в этом сегменте должны находиться в равных условиях. Никаких преимуществ ни у кого быть не должно, в том числе и ценовых», – говорит Велликдань, добавляя, что к тому же подорожание носит сезонный характер – зимой коровы доятся меньше. Весной, когда начнется массовый отел поголовья и увеличатся надои, цены на промышленную «молочку» могут стабилизироваться, хотя могут и продолжить рост.

Выручают республики

Сейчас пачка сливочного масла стоит уже около 100 рублей, хотя еще пару месяцев назад ее цена составляла порядка 70 рублей. По данным Росстата, среди продовольственных товаров за прошлый год сильнее всего подорожало как раз сливочное масло: цены на него выросли на 20,5%. В 2015 году темп роста цен на этот продукт был вдвое ниже – 10,6%. Банка 15-процентной сметаны производства МКС «Ставропольский» весом 400 граммов сейчас стоит 55 рублей, стоимость банки сметаны весом 200 граммов жирностью 20 % выросла с 30 сразу до 40 рублей.

Впервые за долгое время рынок местной молочной продукции все больше завоевывает продукция из соседних республик: Карачаево- Черкесии и Кабардино-Балкарии. Большим спросом пользуется у ставропольцев продукция, выпускаемая хладокомбинатом из Черкесска под маркой «Отборное» – сливочное масло, сметана, молоко. Этот комбинат также повысил цены в конце декабря на свою продукцию: пачка масла, стоившая 89 рублей, нынче стоит больше 110 рублей.
Также ставропольские магазины богаты продукцией из КЧР.

Впрочем, на Ставрополье производится традиционно мало молока, и по расчетам хватает на 40% от нормы на человека. В отделе сбыта АО «Молочный комбинат «Ставропольский» пояснили, что подорожание – вынужденный шаг, так как в конце 2016 года поставщики подняли цены на сырье и кроме того произошло повышение тарифов на энергоносители и воду – на 5,7 процента, горюче-смазочные материалы подорожали на 13, а тароупаковочные материалы – на 10 процентов.

Цепная реакция

Теперь даже простому покупателю понятно, что в ближайшее время может начаться цепная реакция в повышении цен, поскольку АО «Молочный комбинат «Ставропольский» – очень крупное перерабатывающее предприятие, которое принимает сырье примерно у половины крупных производителей региона. По предварительным данным, в связи с ростом закупочных цен на сырое молоко в январе намерены поднять расценки на свои продукты ОАО «Сыродел» Ипатовского района, в феврале – ОАО «Буденновскмолпродукт», ООО «Пятигорский молочный комбинат», ООО «Молоко» Новоалександровского района.

Как пишет «Ставропольская правда», цены на сырье они подняли тоже не от хорошей жизни: из-за подорожавших «горючки», энергоресурсов, кормовой базы, специализированного оборудования, нередко импортного производства, и запчастей к нему. Так, по сравнению с декабрем прошлого года в январе нынешнего крестьяне повысили закупочные цены на сырое молоко от 2 до 20 процентов. К примеру, для АО «Молочный комбинат «Ставропольский» – на двенадцать процентов, ОАО «Сыродел» – на три, для ОАО «Буденновскмолпродукт» – на десять, ООО «Пятигорский молочный комбинат» – на два. А сырье для ООО «Молоко» Новоалександровского района подорожало на тринадцать процентов.

Серые схемы

Конечно, не остались в стороне и индивидуальные предприниматели, котрые занимаются сбором молока у населения и его поставками на перерабатывающие заводы. Большая часть выручки от таких сделок оседает именно в их карманах. Для края это довольно серьезная проблема, ибо более половины молока производится именно в малом секторе – в личных подсобных хозяйствах населения, которые не могут напрямую продать его переработчикам из-за незначительных объемов. В результате появляются посредники, которые и формируют товарные партии сырья. Выходом из ситуации, в том числе по регулированию ценовой ситуации в этой сфере, могла бы стать крестьянская кооперация. Пока же владельцы ЛПХ вынуждены сдавать продукцию по старинке, теряя часть прибыли.

Выйти на уровень самообеспеченности по молоку – одна из важнейших задач, стоящих сегодня перед краем, заявил первый заместитель министра сельского хозяйства Ставрополья Алексей Руденко. По его словам, в этом году в бюджете края предусмотрено более 114 миллионов рублей, которые в виде грантов пойдут на приобретение технологического оборудования или племенного поголовья для молочно-товарных ферм. Ожидается, что благодаря господдержке к 2021 году численность буренок в сельскохозяйственных организациях превысит 28 тысяч, на 35 процентов больше к уровню прошлого года. «Нам нужна своя сырьевая база, которая обеспечит жителей региона качественным свежим продуктом по доступным ценам», – подчеркнул Руденко.

Сети главнее покупателей

Заведующая лабораторией всероссийского научно-исследовательского института молочной промышленности Елена Юрова в свою очередь утверждает, что отличить молоко от коровы и порошковое – невозможно. «Действительно, сырого молока недостаточный объем. Поэтому перерабатывающим заводам приходится закупать сухой порошок. Надо понимать, что зимой коровы дают молока меньше. Но мы, покупатели, вряд ли откажемся от творога, сметаны. Поэтому предприятия используют порошок. Но в таком молоке сохраняется только название. По количеству витаминов, качеству белка и жира оно соответствовать натуральному не будет. Представьте себе технологию его производства. Молоко высушивают при температуре около 170 градусов. Что там может остаться? Белок с измененной структурой, углеводы и некоторые термостойкие минералы, в числе которых, к счастью, и кальций. Распознать порошковое молоко невозможно. Здесь стоит рассчитывать только на честность производителя. По закону он обязан на молоке, изготовленном из порошка, писать, что оно «восстановленное». Но такие пакеты мы видим редко. Это конечно же нарушение закона, фальсификат. Если молоко делают из порошка, то натуральных витаминов в нем нет. Производитель добавляет туда синтезированные и сообщает об этом, рассчитывая привлечь клиента. Например, есть такие производители, которые хотят увеличить объем молока. Они разводят порошок и добавляют растительный жир – всем уже известное пальмовое масло. Что в итоге? Появляются посторонние привкусы, очень сильно меняется консистенция продукта. Как правило, так поступают небольшие производители, которым все равно каким путем, но лишь бы не потерять тот кусок торговой полки, которую им удалось занять в супермаркете», – объясняет «главная по молоку» в стране.

Юрова подчеркивает, что во многих европейских странах срок годности молока – не более семи дней, но у нас этот срок значительно увеличен. «Сети диктуют, мол, увеличивайте сроки. Конечно, им не хочется возиться с молоком, у которого срок годности только 7 дней, потому что у них очень плохо выстроена логистика. В любую сеть мы с вами придем – молоко стоит в теплом помещении, а не на охлаждаемых прилавках. Или прилавок не держит температуру нужную (12 градусов для молока). Оно несколько часов простоит и начинает прокисать. Вот чтобы этого не было, молочники пытаются активно заигрывать с этой торговой полкой. Им нужно ее занять. А как? Добавляют соль и стабилизаторы, различные раскислители. Очень часто бывает так, что пишут нам с вами «Пастеризованное молоко», а на самом деле оно «Ультрапастеризованное». А это другая обработка, другой витаминный состав. Могут придумать различные варианты при расфасовке продукта. Например, использовать инертный газ», – раскрывает нюансы специалист.

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.
Версия для печати