По итогам двухдневного заседания Федеральная резервная система США оставила без изменений базовую процентную ставку в целевом диапазоне 0,5 %–0,75 % годовых. При этом ФРС заняла менее агрессивную позицию относительно темпов повышения ставки, подчеркнув продолжающееся восстановление американской экономики. Все это привело к дальнейшему ослаблению американского доллара. Подробнее – в публикации РИА «ФедералПресс».
Экономическая «стабильность»
Напомним, что на этой неделе, с 31 января по 1 февраля, проходило первое в 2017 году заседание ФРС, где решалась дальнейшая судьба кредитно-денежной политики США. На предыдущем заседании, в декабре, Федеральная резервная система повысила базовую ставку на 25 базисных пунктов до целевого диапазона 0,50 %–0,75 %. Более того, в новом году регулятор собирался продолжить эту работу и заявлял о трехкратном повышении ключевой ставки вместо двух. При этом глава ФРС назвала это «очень умеренной корректировкой».
Однако от февральского заседания Федеральной резервной системы США аналитики не ждали каких-то конкретных мер и были уверены в сохранении базовой ставки на прежнем уровне. Так оно и произошло.
Более того, ФРС поддержала финансовые рынки и даже порадовала мировых инвесторов. Как отмечают эксперты, в своем сопутствующем комментарии ФРС США обратила внимание на продолжающееся расширение экономической активности умеренными темпами, а также на дальнейшее улучшение обстановки на рынке труда за счет сохраняющегося уверенного роста рабочих мест и малых отклонений уровня безработицы от недавно достигнутого низкого значения. При этом Федеральная комиссия по открытым рынкам ФРС констатирует, что за период между заседаниями комиссии семейные расходы в США продемонстрировали дальнейшее небольшое повышение, а индикаторы потребительских и деловых настроений выросли, тогда как объемы инвестиционных вложений бизнес-структур остались слабыми.
Причем ФРС по-прежнему оценивает долговременные инфляционные ожидания как стабильные, при этом инфляция хоть и повысилась за последние кварталы, но все еще остается ниже обозначенного в долгосрочном плане 2 %-го целевого уровня. Компенсаторное же влияние на инфляцию со стороны рынков, по мнению ФРС США, продолжает осуществляться в малой степени.
«ФРС стремится в соответствии со своими полномочиями содействовать максимальной занятости и стабильности цен, а также ожидает, что постепенное регулирование монетарной политики послужит расширению экономической активности умеренными темпами, дальнейшему укреплению рынка труда и повышению инфляции до 2 % в среднесрочной перспективе, – уточняют эксперты. – Краткосрочные риски для экономических перспектив выглядят достаточно сбалансированными. ФРС будет и дальше пристально отслеживать инфляционные процессы и глобальные экономические и финансовые события».
Смягчение политики ФРС
При этом финансовые аналитики отмечают, что основные принципы монетарной политики Федрезерва США останутся достаточно гибкими, тем самым оказывая поддержку дальнейшему улучшению в какой-то мере условий на рынке труда и возвращению инфляции к уровню 2 %.
«При определении выбора времени и масштаба будущего регулирования целевого диапазона процентной ставки для федеральных фондов ФРС будет руководствоваться как достигнутым, так и ожидаемым прогрессом в продвижении к долгосрочным целям максимальной занятости и инфляции на уровне 2 %. Этот подход будет базироваться на широком спектре информации, включая параметры условий на рынке труда, индикаторы инфляционного давления и инфляционных ожиданий, финансовые и международные события. В свете текущего отставания инфляции от 2 %–го уровня, ФРС будет внимательно отслеживать фактическую и ожидаемую динамику в продвижении к целевому уровню инфляции, – подчеркивают эксперты группы компаний «Финам». – ФРС рассчитывает, что экономические условия будут развиваться таким образом, что позволят обеспечить достаточно плавное увеличение процентной ставки для федеральных фондов, и она, вероятно, останется в течение некоторого времени ниже уровней, которые предположительно станут преобладающими в долгосрочной перспективе. Однако, фактическая траектория процентной ставки для федеральных фондов будет зависеть от экономических тенденций в соответствии с поступающими данными».
Таким образом, комментарии ФРС говорят о более мягкой позиции американского регулятора относительно темпов повышения ставки.
«Федеральная резервная система США, как и предполагалось, сохранила ключевую ставку в диапазоне 0,5–0,75 % годовых. В итоговом документе на сайте регулятора отмечается, что ситуация на американском рынке труда продолжает выправляться, а экономическая активность демонстрирует умеренный рост. Впрочем, присутствует оговорка, что в будущем изменение ставки будет зависеть от экономических условий, – пояснила ведущий аналитик банка «Российский капитал» Анастасия Соснова. – Эта оговорка свидетельствует об осторожной риторике регулятора. Последние указы Дональда Трампа дестабилизировали ожидания ужесточения монетарной политики Федрезерва. Фьючерсный рынок невысоко оценивает вероятность повышения ставки ФРС США на следующем заседании 14–15 марта».
С ней соглашаются и другие финансовой эксперты, которые также обратили внимание на менее решительный тон заявлений американского регулятора и, возможно, более гибкие дальнейшие действия Федрезерва.
«ФРС заняла менее агрессивную позицию по темпам повышения ставки, отметив продолжающееся восстановление экономики. Причина – отсутствие ясности относительно влияния экономической политики Трампа. На этом фоне доллар ослаб, что поддерживает цены на нефть и спрос на российские активы», – отметил в комментарии аналитик финансовой группы БКС Марк Брэдфорд.
«На совещании ФРС ставка была сохранена на прежнем уровне. Немного смягчился тон сопроводительного документа, и фьючерсы, отражающие вероятность повышения ставки, пошли вниз, а доллар немного снизился», – уточнил начальник аналитического отдела ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Николай Подлевских.
Вместе с тем, эксперты отмечают, что «рынок довольно сдержанно среагировал на «голубиную» тональность сопроводительного письма», хотя давление на доллар продолжается.
«Рынок ожидает, что ставка Феда будет повышена два раза в течение 2017 года – в мае/июне и сентябре/ноябре. Мы полагаем, что повышения будут проходить на опорных заседаниях (последний месяц квартала), – прогнозирую аналитики банка «Санкт-Петербург». – Понятно, что ФРС занимает выжидательную позицию, пока не видят реальных действий со стороны администрации Дональда Трампа в части фискальной и бюджетной политики».
Доллар совсем ослаб
Все это привело к дальнейшему ослаблению американского доллара. В частности, котировки валютной пары евро – доллар на фоне новых заявлений ФРС достигли максимального уровня 1,08 доллара за евро, цены на золото выросли на $13 – до $1216 за тройскую унцию, а нефтяные котировки укрепились еще на 1,5 % – до $56,6 за баррель, несмотря на рост запасов нефти на 6,5 млн баррелей.
«На этом фоне мы полагаем, что курс рубля окрепнет к доллару и евро. Возможно, что после окончания периода отчетности американских компаний спекулятивный капитал придет на развивающиеся рынки», – убежден главный аналитик банка «ГЛОБЭКС» Виктор Веселов.
Между тем, часть экспертов считает, что ни поведение ставки ФРС, ни динамика дифференциации ставок между Федеральной резервной системой США и Европейским Центробанком вообще не имеет корреляции с курсом доллара, хотя считается, что доллар растет при повышении ставки.
«Иногда действительно классическая логика работает, и доллар растет на росте ставки, но иногда рост ставки отражает прежде всего отличную форму экономики США и мировой экономики в целом, тогда растут аппетиты к риску, и доллар показывает общее падение. Интересно, что во второй половине 2014 года даже доллар – иена упала со 110 до 102, то есть даже иена, индикатор аппетитов к риску, росла к доллару. Так и в последние недели доллар-иена падает вместе с ростом евро – доллара. При этом хорошие американские данные среды надо понимать как подтверждающие наш сценарий на общий рост аппетитов к риску и падение доллара, – подчеркнул в комментарии аналитик ВТБ24 Алексей Михеев. – Растет экономика США – будет расти мировая экономика, а значит будет расти спрос на сырье, в том числе на нефть, растут аппетиты к риску, капиталы устремляются на периферию, соответственно растут валюты развивающихся стран».