Сегодня состоялось открытое для прессы заседание правительства Пермского края. Темой номер один стали госзакупки, эффективность которых глава Прикамья подверг критике. Ранее врио губернатора Максим Решетников говорил о госзакупках на встрече с редакторами пермских СМИ. Что стоит за таким внимание к проблеме – реальное желание изменить ситуацию к лучшему или предвыборный пиар? Подробности – в материале «ФедералПресс».
Глава региона поставил перед кабмином на текущий год задачу максимально четко отслеживать целесообразность включения закупок в план, а также наладить экспертизу достоверности цены. Данным вопросом займется межведомственная рабочая группы по проверке обоснованности госзакупок для нужд Пермского края во главе с зампредом краевого правительства Ольгой Антипиной, которую прежний губернатора Виктор Басаргин в январе снял с должности министра финансов, а Решетников вернул в краевое правительство с повышением.
«Очень важно, чтобы деятельность рабочей группы была действительно межведомственной, с привлечением специалистов ФАС и экспертов из разных сфер экономики. Это поможет не только избежать нецелевого расходования бюджетных средств и коррупционных проявлений, но и обеспечить честные, прозрачные и конкурентные закупки, не ущемить права бизнеса – дать ему возможность работать и развивать нашу экономику», – подчеркнул Максим Решетников.
По словам Ольги Антипиной, в 2016 году в Прикамье было проведено 29,5 тысяч закупок на сумму 44,5 млрд рублей. Контрольно-ревизионное управление минфина по итогам 90 проверок в качестве основных проблем обозначило отсутствие единого подхода и недостаточно проработанную нормативную базу. Планируется, что межведомственная рабочая группа как раз будет координировать и контролировать все процессы системы госзакупок, рассматривать и корректировать планы заявок, что позволит повысить эффективность закупочной системы и вывести ее работу на новый уровень.
Политконсультант Людмила Ознобишина отмечает, что неэффективность закупок в первую очередь вредила интересам самих региональных властей.
«На примере информационного сопровождения органов государственной власти уже можно делать выводы об эффективности закупок в регионе по этому направлению. Во-первых, при Маркевиче (замглавы администрации губернатора Басаргина – прим. ред.) это был инструмент цензурирования материалов от депутатов и городских властей. Во-вторых, непрозрачные условия распределения средств приводили к тому, что районкам приходилось работать практически в убыток. В-третьих, тексты, которые штамповала исполнительная власть, были не адаптированы под местную специфику. Полосные материалы о необходимости закрыть пермские молочные кухни, материалы о здравпунктах на заводах, всевозможные краевые форумы для узкого круга лиц (как один из примеров) ничем не помогали краевым властям в районах и городах и в то же время подрывали интерес и доверие к местной прессе», – подчеркнула госпожа Ознобишина.
«Вывод темы госзакупок в публичную плоскость – правильное решение независимо от того, связано это с выборами или нет. Объективно: в этой сфере надо наводить порядок. Налогоплательщики вправе знать, на что тратятся бюджетные средства. Между тем, краевое министерство по госзакупкам было настолько закрытым, что даже имя его руководителя Пономарева мало кто слышал», – отметил политический консультант Николай Иванов.
Эксперты усматривают в критике региональной системы закупок в том числе попытку Решетникова отстроиться от наследства своего предшественника Виктора Басаргина.
«Прозрачность закупок – производное от темы борьбы с коррупцией. В народной повестке это не главная тема, но ее актуализация позволяет показать, что врио получил непростое наследство. Видимо, ранее конкурсные закупки прозрачными не были. Озабоченность вопросами экономии бюджетных денег и пресечения конфликта интересов – это не только антикоррупционный настрой, но еще и камень в огород предшественника, который, судя по всему, был не самым рачительным хозяином», – отметил руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев.
Глава прикамского УФАС Антон Удальев сообщил «ФедералПресс», что уже обсуждал тему прозрачности госзакупок с врио губернатора Решетниковым.
«У нас был разговор на эту тему. Прозвучали предложения и с его, и с нашей стороны, и они все подлежат обсуждению в ближайшее время. Но в любом случае задача УФАС остается прежней – обеспечение прозрачности закупок. Зачастую многое действительно зависит от заказчиков и их формулировок в конкурсной документации. Если здесь удастся добиться позитивных изменений, это пойдет на пользу всем, включая заказчиков, – контракты будут быстрее заключаться и исполняться», – прокомментировал господин Удальев.
В краевом штабе ОНФ, для которого мониторинг госзакупок является одним из ключевых направлений работы, готовы сотрудничать в этом вопросе с прикамскими властями.
«УФАС проверяет законность конкурсных процедур, но не затрагивает вопросов ценообразования. Здесь необходим общественный контроль на стадии формирования техзадания на конкурсную документацию. Между тем, краевое министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок неохотно делится информацией», – уточнил глава исполком ОНФ Прикамья Евгений Симакин. В качестве примера он привел аукцион на строительство дороги на 18-23 км Восточного обхода Перми. По мнению экспертов, применявшиеся для определения стоимости работ индексы-дефляторы необоснованно завысили стоимость работ на 200 млн рублей.
Напомним, что Максим Решетников неоднократно обещал оперативно реагировать на публикации в СМИ по вопросам госзакупок. Один контракт на сумму в полмиллиона рублей уже был отменен.
Фото: perm.ru