В министерстве сельского хозяйства Ставропольского края сегодня состоялось заседание региональной комиссии по регулированию земельных отношений и споров. Как передает корреспондент «ФедералПресс», в нем принял участие губернатор региона Владимир Владимиров, и фермеры. Итогом общения стали предложения о небольших поправках в закон «жирных котах». Впрочем, фермеры настроены не оптимистично. Подробности – в материале экспертного канала.
Больше тысячи обращений
За последнее время в комиссию по регулированию земельных отношений и споров поступила масса жалоб от фермеров, связанных и с кадастровой оценкой, и с межеванием, со спорными вопросами в отношении собственников. Открывая заседание, глава региона Владимир Владимиров напомнил, что в конце декабря прошлого года правительство взяло на себя обязательства по корректировке закона, которые позволят ряду категорий: как сельхозпроизводителей, так и владельцев паев, облегчить жизнь в части переаренды договоров аренды. «Те обращения, которые есть, а их больше тысячи, говорят о том, что вопрос актуален. Понимая каждого, кто хочет прийти на ставропольскую землю я уверяю, что мы каждого видим, мы понимаем кто откуда идет, кто за кем идет. мы начинаем регулировать эти процесс. И даже нынешний всплеск на рынке земли, а стоимость пая «вылетела» за 500 тысяч рублей, это очень хорошо. Это деньги наших земляков, которые могут их получить. Конечно, я бы не хотел, чтобы мы продавали свою землю, но жизнь у всех своя. Есть недобросовестные люди, которые хотят прийти на нашу землю.
Для справки, нам в этом году предстоит перезаключить договоров аренды чуть больше 300 тысяч гектаров. На данный момент перезаключено уже 60 тысяч гектаров, и пропорция сохраняется такая же: примерно 10 процентов земли уходит из под собственников, и 90 процентов земли сохраняются за фермерами, на которой ни продолжают работать.
Опасные иностранцы
Депутат краевой думы региона, ректор Ставропольского государственного аграрного университета Владимир Трухачев всех уверил, что ближайшие 100 лет никто из края уезжать не собирается. «Это аксиома, которая определена всеми нами в нашем университете. Все мы россияне, и главное богатство нашего государства – земля, и она должна быть в руках ставропольских людей. Это главная задача. На сегодня никто ничего ни у кого не отнял, не продал из представителей исполнительной и законодательной властей края. Мы не имеем на своей земле иностранцев, у нас нет транснациональных компаний с иностранным капиталом, и это факт. Мы живем за счет налогов, и все знаем, как сегодня непросто строить экономику. И больно, когда что-то идет не так. Мы хотим, чтобы наши выпускники вернулись в родные села и остались там работать. С другой стороны мы перестали любить животноводство, у нас проблемы с зоотехникой. А сегодня мы 25 человек не можем принять на зоофак, а мы принимаем всех, кто пришел, даем двойную стипендию и предоставляем жилье. Мы брали 189 агрономов раньше, а сейчас 54. Я готов сделать любой учебный план под ваше хозяйство, если вы хотите, чтобы вар работник имел две специальности, он будет их иметь, и это тоже сегодня необходимо. Но мы не любим сдавать ЕГЭ по биологии. В отдельных районах из 300 выпускников биологию только 54 человека будут сдавать, а физику – 36 человек. Так как же я на инженерный факультет приму, ведь там профилирующая физика, а без инженера мы сегодня никуда не уедем. И людям зачастую остается или пьянка или уехать из родной деревни в Ставрополь, это факты, наша жизнь. Давайте думать дальше», – говорит об обратной стороне развития АПК Трухачев.
Решения не нашли
Следующим слово взял начальник земель по обороту сельскохозяйственного назначения и управления государственной собственности министерства сельского хозяйства Ставрополья Владимир Бобачев, который заявил, что закон принят из-за прихода новых арендаторов, которые не желали принимать участие в социальном развитии села, с сокращением работников. «Мы подготовили 10 исключений из закона, которые касаются в том числе мелиоративных земельных участков, не сельскохозяйственных участков, как лесополосы. Однако некоторые исключения и сейчас трудно определить на практике. В минсельхоз за последний месяц поступило 30 обращений, в том числе которые были подписаны большими коллективами, с просьбой отменить объем в 2500 гектар. Сложности начались у более ста фермерских хозяйств. Общая площадь земель, которая приходится на этих людей – около ста тысяч ГА, и вопросы затрагивают около 150-ти договоров о землях сельхозназначения. Наибольшее количество дольщиков, столкнувшихся с проблемами выдела – в Туркменском и Курском районе. Причем эта информация не учитывает тех лиц, которые имеют намерения в будущем.
Сами фермеры, выслушав доводы, тихо перешептывались, мол, дайте нам работать, и тогда село восстановится. Тем временем, перешли к вопросам от крестьян, чьи жалобы были похожи. Так, агроном Владимир Бутенко не может перезаключить договор, потому что часть земли находится в личной доле. «Куда я только не обращался, но мне отказывают. Предложили описать доли, мы описывали, относили документы в МФЦ, но нам пришел отказ, в регистрационных службах говорят, что выхода нет, можете, правда, продать свою долю, заключайте договор аренды, а потом договором купли-продажи возвращайте свои доли. Я не пойму, что это за схема? У нас безвыходное положение, у нас не набирается и земли. Мы не вверим судам, вообще ситуация – просто хождение по мукам», – разводит руками молодой фермер.
Остальные кивают, добавляя, что такая ситуация происходит повсеместно. Причем, по словам аграриев, не помогают ни суды, ни другие органы, включая районные регпалаты, в которых зачастую даже не знают, как принимать документы. Владимиров пообещал разобраться с каждой непонятной или затруднительной ситуацией лично, хоть фермеры и очередной раз попросили отменить закон, пообещав, что свою землю иностранцам продавать не будут.
Закон приняли молча
Напомним, так называемый «закон жирных котов» или закон, увеличивающий минимальный размер выделяемых сельхозземель до 2500 га, одобрен в думе Ставропольского края 24 ноября на заседании регионального парламента. Попытки провести этот закон депутатами думы прошлого созыва провалился. После первого чтения закон вызвал неодобрение оппозиции, предпринимателей, особенно представителей фермерства. После этого закон отправили на доработку, а затем и вовсе сняли с рассмотрения до лучших времен.
В этот раз изменения в статьи 32 и 34 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» не вызвали никакого обсуждения или вопросов у депутатов думы нового созыва и беспрепятственно были одобрены. Во время представления закона председатель комитета думы Ставропольского края по аграрным и земельным вопросам, природопользованию и экологии Иван Богачев обратил внимание, что в спорных вопросах необходимо отдавать приоритет вопросам охраны сельскохозяйственной земли. Нельзя к вопросу распоряжения земель подходить, как к распоряжению квартирой или холодильником, отметил депутат. При этом он обратил внимание, что для крестьянско-фермерских хозяйств, которые уже ведут растениеводческую или животноводческую деятельность на меньшем участке сельхозземель (но больше 30 га), предусмотрена законом возможность выделения этих участков в собственность.
Принятие закона, считают авторы, обусловлено необходимостью изменения подхода к установлению минимальных размеров земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения в целях предотвращения излишнего дробления сельскохозяйственных угодий, говорится в документе. Увеличение минимальных размеров земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обусловлены тем, что земля подлежит особой правовой охране, интересы собственников не должны быть выше общественного интереса в сохранении и рациональном использовании земель. Составители закона считают, что на больших по размеру участках сельскохозяйственных угодий возможно эффективное применение современных агротехнических технологий, высокопроизводительной сельскохозяйственной техники; большие по размеру площади земельных участков позволят сохранить традиционно сложившиеся севообороты. Закон убьет фермерское хозяйство на Ставрополье, разорит села, утверждали многочисленные оппоненты этого закона еще на стадии его обсуждения зимой-весной прошлого года.
Тракторный марш фермеров