За год до президентских выборов в России вокруг действующего главы государства все плотнее начинает сжиматься защитный круг из русских национал-патриотов. Зачастую это происходит, как только для Владимира Путина возникает угроза: национал-патриоты выходят на передний край борьбы с оппозицией, либералами, Западом. Этот ресурс в период избирательной кампании претендует на место одного из основных в арсенале Кремля. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Новые риски для Путина
Ожидаемо 2017 год начался с роста активности трансляторов антипутинских настроений. Бесконечные нападки на Москву со стороны украинского президента Петра Порошенко, усугубление ситуации на Донбассе, скандал с введением запрета на въезд на территорию Украины российской участницы «Евровидения» Юлии Самойловой, убийство экс-депутата Госдумы РФ Дениса Вороненкова, теракт в питерском метро и т.п. – эти и множество других событий, призванных подорвать авторитет России и лично ее президента, не остаются незамеченными.
«Проведение митингов в форме акций даст новые возможности и оппозиции»
Усиливается и противостояние между Кремлем и оппозиционными организациями («Открытая Россия» беглого олигарха Михаила Ходорковского, Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального). Основную роль в нем взял на себя Навальный, в начале марта опубликовавший расследование о роскошной жизни премьер-министра Дмитрия Медведева. Спустя несколько дней, на открытии предвыборного штаба в Барнауле, Навального облили зеленкой. А в прошлом году казаки напали и избили людей оппозиционера в сочинском аэропорту.
Каждый раз при появлении реальной или призрачной угрозы власти и лично Владимиру Путину, на сцену выходят активисты из числа национал-патриотов, которые начинают яро отстаивать власть и защищать президента и его команду от нападок оппозиции. Любопытно, что четкой реакции на расследование о Медведеве, с их стороны не последовало (не только в СМИ, но и на личных страницах в социальных сетях). В интервью телеканалу «Царьград» писатель Александр Проханов лишь заметил, что «Навальный нащупал ахиллесову пяту нынешней власти – коррупцию. Весь мир ищет справедливости. <…> В России гармония нарушена. Революцию справедливости должна возглавить власть, или ее возглавит улица», - отметил Проханов.
Патриотизм писателя и его особое отношение к президенту Путину выражается, впрочем, во всем. На странице Проханова в Фейсбуке в конце марта был опубликован красноречивый пост: «Сладко дыхание вождя. Легкая поступь Владимира Путина. Лепестками роз ложатся его прикосновения на тех, кого он одаривает своим вниманием. Ветхозаветным змием обвивает врагов, скользит вокруг друзей. Вливает в них по капле смертельный яд имперской мудрости. Стискивает и удушает чешуйчастыми кольцами своей любви».
Однако уже через несколько дней Александр Проханов, на другой странице, заявил, что его профиль был взломан. В свойственной ему манере писатель ответил оппонентам. «СБУ вместе с российскими либералами ворвались на мою страницу в Фейсбуке. <…> Я порвал их оковы, вылетел на свободу, оставив у них в руках мою прелую рубаху. Теперь я открыл новую страницу, новую молельню, новую огневую точку, с которой продолжу стрелять по врагам России», - написал Проханов.
По словам директора Института политических исследований Сергея Маркова, «национал-патриоты стремятся прежде всего к сохранению России, они так и поддерживают Путина». «Путин является главным направлением удара для тех, кто стремится ликвидировать Россию», - полагает эксперт.
Патриоты против либералов
Кремлевская идеология долгое время строилась и строится на пропагандистском штампе о противостоянии патриотов и либералов. Между тем это не мешало, к примеру, «Единой России» создать как патриотическую, так и либеральную платформу – внутрипартийные дискуссионные площадки. Более того, единороссы сохранили и то, и другое направление, лишь сменив их лидеров. Какого-то жесткого противостояния среди партийцев, конечно, не наблюдается.
Но оно все более становится очевидным вне партии, тем самым пропагандистский штамп о противостоянии патриотов и либералов находит яркое подтверждение: любая активность с оттенком либерализма вызывает активный отклик самоназначенных патриотов (зачастую это убежденные сторонники русского национализма с ультраправыми или ультралевыми взглядами).
По мнению экспертов, противостояние с приближением президентских выборов будет только расти и все больше накаляться. И в этой истории есть интересный момент: Кремль не раз выражал свою негативную позицию по отношению к так называемым либералам и несистемщикам, а вот по отношению к их оппонентам до сих пор оставался лояльным. Это дает основания наблюдателям, в том числе — и противникам Путина, полагать, что голос национал-патриотов – это голос самого Кремля. Громче и ярче всех из них, пожалуй, звучат голоса режиссера «бесогона» Никиты Михалкова и того же Александра Проханова.
Директор Института политической социологии Вячеслав Смирнов заметил, что национал-патриоты – это «на самом деле совершенно разные люди с разной идеологией и мотивацией» (в первую очередь, их лидеры). «Большинство из них хочет быть с властью, так как считает, что без близости к трону невозможно быть патриотом. Некоторые, считающие власть антирусской, оппозиционны. Но таких меньше, если сравнивать с теми, кто выражает верноподданические чувства», - отметил Смирнов.
Те и другие имеют общую идею – «поиск врага». «Как только враг найден, одни начинают стонать и жаловаться на весь мир о притеснениях, а вторые в патриотическом порыве требуют врага репрессировать, - иронизирует политолог. – Соответственно, и лидеры условных нацпатриотов и лидеры условных либералов крайне заинтересованы друг в друге. В активистах там и тут профессиональные борцы: у одних – борцы с режимом, а у других – борцы с врагами режима».
Умеренно зашкаливающий патриотизм
Ситуация в России все больше наводит на мысль о том, что политические ультрас действуют с негласного одобрения власти. На блогеров, благодаря принятому «пакету Яровой», объявлена настоящая охота: получить реальный срок за репост сейчас может любой. И на этом фоне полная свобода слова, данная таким экспрессивным ораторам, как Никита Михалков, Александр Дугин, Александр Проханов или Сергей Шаргунов, выглядит как карт-бланш на дальнейшую агрессивную пропаганду. Их попытки поднять над своими идеологическими выкладками государственный флаг не встречают реального сопротивления со стороны государства.
Однако под лозунгами патриотизма действует крайне пестрая компания. Более умеренно свои патриотические настроения выражает, к примеру, советник президента Сергей Глазьев. Сторонников умеренного патриотизма представляют Национально-демократическая партия (Константин Крылов), Русские (Александр Турик, Дмитрий Демушкин), Российские общенародный союз (Сергей Бабурин), Фронт национального спасения (Александр Проханов), Национальный союз России (Илья Сотников, Виталий Горюнов, Олег Велес), Русское монархическое братство (Вадим Татарков), Великая Россия (Андрей Савельев), Собор русского народов (Леонид Ивашов, Сергей Кучеров, Леонид Коновалов), Национал-демократический альянс (Алексей Широпаев, Илья Лазаренко), Русское общественное движение (Константин Крылов), Национальное русское освободительное движение (Алексей Навальный, Петр Милосердов, Сергей Гуляев, Евгений Ройзман, Андрей Дмитриев), Национал-патриоты России, Народный собор (Олег Кассин, Владимир Хомяков), Русское имперское движение (Станислав Воробьев, Николай Бондарик), Национал-демократическое движение «Русский гражданский союз» (Александр Храмов, Антон Сусов, Дмитрий Феоктистов), Новая сила (Валерий Соловей, Анатолий Пашинин), Нация Свободы (Роман Попков, Владимир Титов), Русское национал-патриотическое движение, Конгресс русских общин (Алексей Журавлев).
Список радикальных патриотов тоже довольно внушительный: Народное ополчение Минина и Пожарского (признано террористической организацией), Другая Россия (Эдуард Лимонов), Национал-патриотический фронт «Память» (Николай Скородумов, Георгий Боровиков), ВОПД «Русское национальное единство» - ВОПД РНЕ Движение «Александр Баркашов», Народная национальная партия (Александр Иванов-Сухаревский), Истинное русское национальное единство, Русский объединенный национальный альянс (Олег Филатчев), Гвардия Христа, Национальный союз, Союз православных хоругвеносцев (Леонид Симонович-Никшич), Союз русского народа (Александр Турик), Северное братство, Черная сотня (Александр Штильмарк), Движение Парабеллум (Юрий Екишев), Национал-социалистическая партия Руси.
В последнее время на слуху и Национально-освободительное движение России (НОД), целями которого, согласно информации на их сайте, являются «освобождение России от колониальной зависимости США путем восстановления суверенитета через референдум об изменении Конституции» и «содействие развитию России». НОД, на первый взгляд, представляется ультранационалистическим движением. И пока славится лишь комичным преследованием Навального и выявлением агентов Госдепа. Позиционируют же они себя как прокремлевскую силу, поддерживающую Владимира Путина.
Политолог Сергей Марков заметил, что на прошедшем 6 апреля митинге против террора в Москве НОД «было единственной организацией, которая свои флаги не опустила, хотя была рекомендация флаги не использовать». «Активисты НОДа убрали флаги только в самом конце. Это свидетельствует о том, что они задействованы [Кремлем в своей идеологической политике], но сотрудничество достаточно сложно развивается», - отметил Марков.
По мнению политолога Романа Колесникова, «национал-патриоты давно пытаются присвоить себе статус главных сторонников Путина, главных патриотов и главных защитников русского мира». «У них самые радикальные предложения по Донбассу, и они же педалируют тему Крыма. Отсюда и такая ненависть к несистемной оппозиции, - поясняет эксперт. – Такое поведение становится все менее актуальным и все более раздражает как политически активную часть общества, так и сам Кремль. По крайней мере, раньше Дмитрий Киселев не называл “юродивыми” людей, активно работающих на ниве продвижения условных традиционных ценностей».
Рупор Кремля?
Мысль о том, что все ультраправые, националистические и ультрапатриотические голоса в России являются «коллективным голосом Кремля» первым озвучил оппозиционер Илья Яшин. Главным «бесогоном» стал Никита Михалков, который в конце прошлого года обрушился с резкой критикой на открывшийся в Екатеринбурге Ельцин-центр. Свое мнение режиссер озвучил не где-нибудь, а в Совете Федерации. Кроме того, не нужно забывать, что в состав правления центра входят первый замглавы Администрации президента Алексей Громов, министр обороны Сергей Шойгу и зампред правительства РФ Сергей Приходько. А президент Путин лично поддержал открытие центра.
Выпад Михалкова можно было бы расценивать как вызов главе государства. Но… Путин промолчал, породив суждения о том, что Кремль дал Михалкову карт-бланш на дальнейшее избиение всего, что традиционно считается либеральными ценностями. Впрочем, так было всегда: ведь Михалков обслуживает интересы власти со времен распада СССР. С 1991 по 1993 годы он был советником вице-президента Александра Руцкого по вопросам культуры. В 1999 году он принимал участие в предвыборной кампании Березовского, а годом позже – поддерживал Владимира Шаманова на губернаторских выборах в Ульяновской области. В 1996 году он выступал с поддержкой Бориса Ельцина. В 2007 году Михалков написал небезызвестное письмо Путину, в котором просил его остаться на третий срок. По украинскому вопросу режиссер также придерживается прокремлевских позиций, за что ему запретили въезд в эту страну.
«Митинги показали, что телевидение как основной вид манипуляции массовым сознанием уходит в прошлое»
Вместе с тем, эксперты придерживаются мнения, что за Никитой Михалковым реально никто не стоит. Так, по словам члена комиссии Общественной палаты РФ по региональному развитию и федеративным отношениям, политолога Дмитрия Орлова, отождествление позиции Михалкова с кремлевскими позициями необоснованно. «Он умеренный националист. В каких-то взглядах он схож с патриотическим блоком, но не более того», - полагает Орлов.
Как считает директор Института политики и государственного права, политолог Виталий Иванов у «бесогона» нет группы поддержки. «Михалков – консерватор. Но это его личные взгляды. Предъявите мне хоть одного его сторонника в России. Их нет! Он не политик, он не ведет за собой людей, у него нет никакой поддержки», - убежден Иванов.
Как в сценарий выборов Путина впишутся националисты
Большинство опрошенных «ФедералПресс» экспертов уверено, что лидеры НОДа и сама организация как таковая не будет участвовать в президентских выборах. Однако в политическом процессе в целом свою роль они отыграют.
«Молодые уши слушают единственный оппозиционный голос, который дает им надежду»
Политолог Дмитрий Орлов говорит об ультранационалистической направленности НОДа, но серьезной силой эту организацию не считает, отводя ей роль организатора небольших акций против оппозиции типа Навального.
Президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов полагает, что истинно националистически настроенное население – это всего пять процентов электората. Причем в эти проценты входят и все так называемые «правые». Так что предполагать, что они окажут какое-то влияние на выборы, не приходится. «Стоит посмотреть топ российских проблем, прежде чем делать выводы о связи Михалкова с Кремлем. Сейчас в тренде цены, здравоохранение и социальные вопросы. Здесь нет острых вопросов, связанных с миграцией. Это не стоит во главе повестки. Так что «правым» на выборах будет лишь Жириновский – именно он выполнит роль громоотвода», - прогнозирует политолог.
В этом убежден и директор АПЭК Дмитрий Орлов. «Роль националистов будет отыгрывать ЛДПР, - отметил эксперт. – Владимир Жириновский на себя примерял ее не единожды. И население это вполне устроит».
Как считает политолог Роман Колесников, «национал-патриоты должны выработать внятную программу: чем они полезны России?» «Время, когда можно было громко кричать и зарабатывать деньги на патриотическом пафосе уже прошло. Это видно на примерах и Максима Мищенко, и движения “Стопхам”. Нужно что-то понятное и содержательное. Нужны ответы на вопросы. Почему Путин должен остаться у власти ещё на 6 лет? Как мы хотим развивать нашу экономику? Как мирным путём решить проблемы с Украиной?», - отметил эксперт.
По мнению Колесникова, «если патриотические активисты продолжат “лить зелёнку”, а главный пункт их программы будет выражен словом “сплотиться”, то ничего хорошего в политическом смысле национал-патриотов не ждёт». Однако, «патриотический популизм на поверку оказался малосодержательным и весьма конъюнктурным явлением, на который едва ли сможет опереться Путин во время своего возможного четвёртого срока».
С тем, что «радикально настроенных активистов мало», согласен и член комитета РАСО по политтехнологиям Эдуард Коридоров. «Но потворство власти усиливает их тысячекратно, и это не раз бывало в истории разных государств. Идеологические погромщики, голос которых сливается с голосом власти, приводят общество к реальным погромам. Толчком к этому может стать что угодно, - предостерегает эксперт. – Важно одно: чтобы атмосфера располагала к разворачиванию охоты на ведьм и судов Линча. Эскапады Никиты Михалкова – это пробный шар. Если общество их кушает, да еще и частью поддерживает, а власть воспринимает лояльно – дальше будет больше, хуже и скандальнее».
Роль Михалкова и иже с ним – подтолкнуть Путина и все общество к искусственному выбору между двумя идеологическими крайностями: ультралиберальным путем или ульранационалистическим и ультрапатриотическим путем, отмечают эксперты. Пока их потуги из разряда войны с Наиной Ельциной и «озеленением» Навального выглядят как нелепое шоу. Но история России уже знавала такие примеры. Стоит вспомнить события 1905 года – черная сотня начинала с развлечений в салонных кружках, стишков Пуришкевича и крикливых статеек, в которых на неугодных легко развешивались ярлыки врагов России. Напоминать, чем все закончилось, пожалуй, будет лишним.
Фото - Михаил Клементьев, Илья Питалев, РИА Новости
Выборы президента России