Накануне стала известна сумма премий членов правления «Роснефти» в первом квартале 2017 года – 1,454 млрд рублей. Этим не преминули возмутиться в ряде либеральных СМИ – однако журналисты упустили из виду основные мотивы начисления такой премии. «ФедералПресс» побеседовал с экспертами, постаравшись внимательно разобраться в этом вопросе.
Награда за проделанную работу
Газета «Ведомости», ссылаясь на отчетность компании, сообщила, что премии менеджеров «Роснефти» за год многократно выросли. Эту «эстафету» подхватил и целый ряд других СМИ.
Но была ли на самом деле сенсация? Согласно финансовой отчетности «Роснефти» по РСБУ, в части базовых выплат топ–менеджерам (то есть, зарплат) наблюдается тенденция не повышения, а снижения зарплат – по итогам 2016 года уровень базовых зарплат снизился на 1 6 % по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Если сравнивать поквартально, в первом квартале 2017 года зарплата снизилась на 4 %.
Тем не менее, как и в любой другой компании, в «Роснефти» существует практика поощрения сотрудников за особые успехи (о чем прямо говорится на сайте компании). Как пояснили «ФедералПресс» в компании, вознаграждение, выданное членам правления «Роснефти» в 2017 году, стало премией за реализацию сложной приватизационной сделки – покупки акций «Башнефти» и последующей продажи 19,5 % акций самой «Роснефти».
«В результате этой сделки компания смогла оказать существенную поддержку государственному бюджету РФ: государство получило более триллиона рублей. Сделка была проведена в условиях беспрецедентно сложной конъюнктуры и в кратчайшие сроки, что позволило выполнить поручения президента привлечь стратегических инвесторов. За успешно выполненную работу топ-менеджменту компании были выплачены премии. Руководство НК «Роснефть» провело коммерческие переговоры более чем с 30 компаниями, профессиональными инвесторами, суверенными фондами, финансовыми институтами стран Европы, Ближнего Востока, а также государств Азиатско-Тихоокеанского региона. Синергетический эффект от реализации интегральной приватизационной сделки составил 200 млрд рублей», – разъяснила компания.
«Не ходит так конь, товарищи гроссмейстеры»
На факт манипулирования статистикой в интервью Busines FM уже обратил внимание пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев.
«Очень забавную очередную сенсацию родили наши большие друзья из «Ведомостей». Эта история о том, что бонус вырос в сто раз, удивительна. Они взяли за базу сравнения квартал одного года, когда практически никаких специальных премий не было, не начислялось, и сравнили его с кварталом, на который пришлось начисление премий, которые по решению совета директоров должны были начислить за результаты сделок в прошлом году, и сравнили. Ну, я говорю, почему в сто раз — это удивительно! Если у вас база сравнения нуль, можно и в триллион раз увеличить. Таким образом, родили сенсацию, которую все радостно начали тиражировать. Не ходит так конь, товарищи гроссмейстеры. Так осел ходит или козел», – прокомментировал ситуацию Михаил Леонтьев.
Он подчеркнул, что «создатели сенсации» были в курсе того, что премии менеджменту «Роснефти» были выплачены за интегральную приватизационную сделку: «С этой точки зрения в определенный квартал у нас могут в миллиард раз упасть премии. Почему-то, правда, из этого вряд ли коллеги сделают сенсацию. Все это было бы смешно, если бы все остальные коллеги не начали это бурно все цитировать эту глупость», – удивился пресс-секретарь «Роснефти».
«Игры СМИ на обнищавшей прослойке населения»
Финансовая отчетность других крупных нефтегазодобывающих компаний России и мира подкрепляет эту точку зрения. Выплаты в 1,454 млрд рублей не являются беспрецедентными и являются вполне среднерыночными: к примеру, у того же «Газпрома» доходы членов правления в 2016 году составили 2,448 млрд рублей (из них премиальная часть – 1,176 млрд рублей). У «ЛУКойла» по итогам прошлого года выплаты членам правления возросли даже несмотря на то, что компания потеряла 8 % объемов добычи – на 15 %, до 1,63 млрд рублей.
Если же сравнить доход членов правления российских компаний с иностранными мейджорами, становится ясным, что разница может быть еще более существенной – так, в 2013 году средний уровень совокупных доходов от работы в компании для одного члена правления в американской ExxonMobil составил 15,2 млн долларов. В пересчете на текущий курс рубля эта сумма составит 883,12 млн рублей, однако даже если сравнить со «старым» курсом доллара (на конец 2013 года – 32,6 рубля), размер выплат все равно будет кратно отличаться и составит 495,52 млрд рублей.
Между тем, по масштабам деятельности «Роснефть» более чем сопоставима с Exxon Mobil – среднесуточные объемы добычи углеводородов «Роснефти» в 2016 году составили 5,37 млн баррелей нефтяного эквивалента в сутки, тогда как у Exxon – 4,053 баррелей нефтяного эквивалента в сутки.
Пристальное внимание СМИ к одной из крупнейших нефтедобывающих компаний мира естественно и объяснимо. Однако в погоне за рейтингами средства массовой информации переступают черту, манипулируя статистикой в угоду громким заголовкам, отмечают экономисты и эксперты финансового рынка.
«К сожалению, в последнее время в СМИ наблюдается некоторая волна, которую можно совершенно четко отметить – игра на чувствах того населения, которое хотело бы все отнять и поделить. Это не самое лучшее чувство. Несмотря на то, что подобные заходы позволяют СМИ поднять рейтинги и продажи, играть на этих чувствах не стоит. Никто не будет ни делить, ни отнимать. Более того, если когда-либо от власти пойдет такой сигнал, капиталы мгновенно уйдут из страны, и та прослойка населения, которая гипотетически поддерживала такие идеи, обнищает до бесконечности. То, что сейчас происходит – это игры СМИ на обнищавшей прослойке населения, не более чем. И такая интерпретация была наиболее удобна для повышения рейтинга и популярности», – поделился мнением с «ФедералПресс» доцент кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Иван Капитонов.
Его точку зрения в своей колонке на сайте EliteTrader разделяет и аналитик Alpari Александр Разуваев. «Тема доходов менеджмента государственных компаний в России, наверное, является вечной, так как доля государства в экономике составляет 70 %, а люди очень любят считать чужие деньги. Различные критики и просто неграмотные люди сознательно или по незнанию путают министерства, которые финансируются из бюджета, и акционерные компании, которые зарабатывают свою выручку и прибыль, как и все другие участники рынка. «Роснефть» ничем принципиально не отличается от «Лукойла» или «Сургутнефтегаза». Разница лишь в том, что половина акционерного капитала компании через «Роснефтегаз» принадлежит государству», – высказался аналитик Alpari.
«Кому-то суп жидкий, а кому-то жемчуг мелкий»
Тем не менее, эксперты подчеркнули важность эффективной работы управленческого персонала в крупных компаниях – особенно в условиях кризисной экономики. «В условиях капитализма, а Россия – буржуазная страна, хорошей работе однозначно должна соответствовать достойная оплата. Понятно, что кому-то суп жидкий, а кому-то жемчуг мелкий. Однако насколько реально справедливы бонусы менеджменту «Роснефти»: 1,5 млрд рублей на десятерых это много или мало?! В среднем это менее 150 млн рублей на одного человека. Не так много, как кажется на первый взгляд. Это примерно стоимость сети салонов красоты или очень хорошей квартиры в Москве или в Северной столице», – отметил Александр Разуваев.
По его мнению, работу руководству «Роснефти» действительно можно оценить как высокопрофессиональную: приватизация «Башнефти» и самой «Роснефти» была проведена в условиях жесточайшего геополитического давления на Россию и слабой конъюнктуры сырьевых рынков.
«Наемные менеджеры и владельцы активов, недвижимости или различных бизнесов – это люди с разным уровнем достатка, даже если это менеджмент главной нефтяной компании России. Для финансового рынка и инвестиционного климата более важно качество корпоративного управления, отношение к миноритариям. Последним до доходов менеджмента вообще нет дела, их интересуют только дивиденды и рост котировок акций», – считает аналитик Alpari.
Согласно его прогнозу, акции и ценные бумаги «Роснефти» с учетом качества корпоративного управления останутся привлекательными и далее. «Фундаментально инвесторов в акции «Роснефти» привлекает, прежде всего, потенциал роста курсовой стоимости. Сейчас цена одной акции находится на уровне 5,3 долларов, при этом цена IPO 2006 года составляла 7,55 долларов, а фундаментальная оценка дает таргет примерно в 10 долларов за ADR», – резюмировал Александр Разуваев.
Источник фото: Fotoimedia, rb.ru