Значительный рост цен и серьезный спад турпотока из-за открытия Турции – такими сообщениями запугивали россиян, собравшихся на Черноморье в этом году, и отельеров. «ФедералПресс» решил узнать у экспертов, какие мрачные прогнозы могут быть оправданы, что ждет Крым и кто готов арендовать койко-места в частном секторе.
В конце марта пресса массово публиковала материалы о повышении цен в отелях Сочи от 15 до 28 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это информация вызвала широкий резонанс среди пользователей соцсетей, возмущающихся необоснованной, на их взгляд, дороговизной отечественных курортов. Это вызвало гневную отповедь сочинских властей, пожаловавшихся на недобросовестную конкуренцию со стороны операторов выездного туризма. В частности, начальник управления курортов и туризма администрации города Сергей Доморат заявлял, о том, что рост цен может составить только 5-7 % от прошлогодней стоимости, что отчасти связано с инфляцией.
Второй «пугалкой» уже для самих курортов стали заявления экспертов о том, что открытие турецкого направления может значительно проредить турпоток. Впрочем, и эта информация оказалась не достоверной. Напротив, номерной фонд на июнь и август, по сообщению ряда экспертов и источников, уже практически раскуплен. А у зазевавшихся любителей отечественного отдыха пока еще остается возможность забронировать номер в отеле на июнь или сентябрь. Повышенным интересом сегодня пользуются не только путевки в Сочи, но и отдых на других курортах Краснодарского края, отмечает гендиректор санатория «Знание» (Сочи) Дмитрий Богданов.
«Уже понятно, что прогнозы ряда экспертов о крахе черноморского сезона в связи с открытием Турции оказались не состоятельными, – делится отельер. – В итоге Турцию открыли и даже поставили на нее очень много самолетов, но особо это на сезон не повлияло. Продажи на лето по нашему региону идут достаточно хорошо. Не факт, что мы превзойдем прошлый год, но этого и не нужно, поскольку тогда курорты Краснодарского края работали на пределе. Собственно, тема с курортным сбором была поднята властями после того, как главы курортных муниципалитетов испугались того объема турпотока, который направился на Кубань. Тогда он был значительно больше того, на что не рассчитана местная индустрия».
По словам Дмитрия Богданова, уже ясно, что в этом году кубанские курорты идут в плановом режиме. При этом и отельерам, и представителям других сегментов туризма удастся оперативно исключать ошибки. Если раньше работа над ними делалась уже после окончания большого сезона, то сейчас вся сфера туризма себя ведет более гибко. Местному туристическому бизнесу важно привезти сюда людей не в июле и августе (когда и так есть повышенный спрос), а в октябре, ноябре, декабре – т.е. «по краям» сезона и межсезонье. «Поэтому государственная политика страны и должна быть направлена на загрузку отечественных курортов в межсезонье. И здесь пока наши власти и туристическое сообщества сильно отстают от зарубежных коллег», – отмечает Богданов, уточняя, что он не теряет надежды на исправление ситуации.
«Органы государственной власти в информационном плане у нас в целом не дорабатывают, – добавляет эксперт. – В итоге, граждане страны очень слабо осведомлены о возможностях наших курортов. Люди не понимают, как найти хороший отель и чем одна гостиница принципиально отличается от другой. Они не понимают, у какого курорта какая специализация (и что в том же Сочи, например, представлено много здравниц). Турки в этом отношении преподносят себя лучше. Кроме того, турецкое государство гораздо активней и разнообразней наших властей в плане поддержки туристической отрасли. Здесь и дотация авиарейсов, и активное быстрое подстраивание авиаперевозчиков под изменившуюся конъюнктуру и многое другое. В то же время наши курорты явно испытывают сложности с организацией перевозок, особенно в межсезонье».
Говоря о трендах курортного сезона, гендиректор санатория «Знание» отмечает значительный рост популярности самостоятельного бронирования. По его словам, иногородние туристы все чаще предпочитают не обращаться к крупным федеральным операторам, а лично бронировать номера, либо делать это через местные турфирмы. Исключением является один крупный оператор из Москвы, который устраивает продажу билетов по демпинговым ценам, добавляет эксперт. Еще одним трендом, по мнению Дмитрия Богданова, является рост популярности авторских программ, разработанные профильным специалистом (например, психологом или бизнес-тренером). По словам Богданова, эта ниша (включающая семейные лагеря, фитнес- и психологические туры) в последнее время себя достаточно хорошо показала и в этом году она может стать достаточно заметным сегментом рынка.
Говоря о региональной специфике отечественного туризма, отельер отметил, что Сочи по-прежнему держит планку главного курорта страны. Что касается Крыма, то после прошлогодних изменений в команде минутризма местные чиновники активно продвигают курорты региона. В то же время, назначенный в прошлом году министр туризма Краснодарского края, по словам эксперта, себя еще никак не проявил.
«Турция сейчас бьет все рекорды по продажам», – замечает старший менеджер по туризму компании «Тур Делис» Марина Вакуленко. По ее словам, глубина продаж на этом направление достаточно хороша. При этом только из Краснодара в Малую Азию летают четыре рейса в неделю и все они полностью заполняются.
На этом фоне главной проблемой Юга России является разрыв между ценой и качеством, отмечает эксперт. Стоимость проживания в отелях здесь серьезно не возросла, но она и раньше было ощутимо высокой. «Буквально недавно я была в Крыму, где смотрела объекты размещения. На мой взгляд, сервис там серьезно страдает. Да, местные отельеры стараются, но нужно еще лет пять, чтобы можно было отправить туда туриста и не переживать за него. Где-то на полуострове проблемы с водоснабжением, где-то – с питанием, а где-то работники туротрасли не расположены к удовлетворению запросов туристов. Кроме того, серьезная проблема и с транспортом. Так, один авиабилет из Краснодара в Крым стоит около 3 тыс. рублей. А путешествие автобусом через паромную переправу – длительное по времени и сильно изматывает», – отмечает Марина Вакуленко.
У Кубани для туристов несколько другая проблема, отмечает эксперт. По ее словам, уровень сервиса здесь значительно лучше, но и цены на хорошие отели серьезно завышены. «Если мы сравним отели одной сети « Кемпински» в Геленджике и Турции, то сервис там сопоставимый, а вот в ценах – значительный разрыв. В целом же, и по Крыму, и по Краснодарскому краю можно ответить, что очень мало хороших пятизвездочных отелей. И цены в них сильно «кусаются». В черноморских регионах РФ есть неплохие «четверки», но и там стоимость проживания серьезно завышена. Недорогие, но качественные отели у нас есть в Сочи. Те же «Бархатные сезоны». Однако, зачастую, они находятся далеко от моря и порой предлагают дорогое питание», – рассказывает Вакуленко.
Собственно, питание на отечественных курортах, по словам эксперта, также отнимает у отдыхающих серьезную часть отпускного бюджета. В итоге многие, съездив на черноморское побережье России, предпочитают в следующий год отправиться за границу. Однако, по словам Марины Вакуленко, несмотря на завышенные цены на таких курортах, как Геленджике и Анапе, люди едут активно и туда. А среди предпочитающих отдыхать на Кубани значительную часть составляют невыездные граждане и любители самостоятельного туризма, готовые ютиться в пристройках или арендовать койко-места в частном секторе.
«Ожидаю, что в этом году в Крыму туристов будет меньше, чем в предыдущем», – комментирует ситуацию гендиректор хостела «Судак Интернешнл» Наталья Кириченко. По ее словам, в сезоне 2017 на полуострове может сильно уменьшиться количество туристов в таком сегменте, как семейный отдых. Альтернативой для пар с детьми должна стать открывшаяся Турция.
«Отмечу, что главные проблемы критической привлекательности нашего региона – это уровень организации логистики, стоимость и качество сервиса. При этом цены здесь высокие не только на проживание, но и на проезд на курорт, питание т.д. А уровень сервиса у многих местных отелей тоже, к сожалению, далек от иностранного. При этом в регионе ожидаю, что будут по-прежнему востребованы сегменты премиум и эконом-отдыха. В то же время, отдых в среднем сегменте ощутимо просядет, поскольку он не может предоставить те условия, которые могут предоставить Турция и Египет», – рассказала Наталья Кириченко.
Говоря о тенденциях, гендиректор хостела «Судак Интернешнл» отметила спад в глубине бронирования. По ее словам, многие туристы сейчас находятся в ожидании и будут принимать решения о поездках в Крым в самый последний момент. «Также тенденцией является и короткие сроки нахождения в гостиницах. Люди предпочитают останавливаться в одном месте на одну-две ночи, перемещаясь, таким образом, по разным курортам региона чтобы посмотреть максимально больше мест. Мне кажется, что это больше крымская тенденция. В Краснодарском крае туристы более оседлые, а у нас – кочевники», – подытоживает Наталья Кириченко.