Top.Mail.Ru
Экономика
Республика Башкортостан
7

«Башнефть» – дойная корова, от которой пинком отогнали теленка». Мнение экс-сотрудника

Судебный иск «Роснефти», «Башнефти» и Республики Башкортостан к АФК «Система» недавно получил новое развитие – АФК «Система» получила заявление об увеличении суммы иска до 170,6 миллиарда рублей. Ответчик уже опубликовал отзыв на исковое заявление, ответив по пунктам на претензии истцов. «Роснефть» и соистцы пока хранят молчание. В попытках разобраться в ситуации редакция «ФедералПресс» пообщалась с бывшим сотрудником «Башнефти». О том, как действия бывших собственников компании оценил ее коллектив, – в нашем материале.

О выводе сервисных структур из «Башнефти»

Вкратце озвученные в публичной плоскости претензии к АФК «Система» заключаются в следующем: бывшие собственники «Башнефти» вывели за контур компании важные сервисные активы. В результате компания стала более уязвимой и зависимой от теперь уже сторонних поставщиков услуг. Это первый значимый момент.

По мнению истцов, с юридической и финансовой точки зрения это выглядело приблизительно так: в результате громкой реорганизации «Башнефти» в 2014 году из компании в пользу группы АФК были выведены активы и финансовые средства. Под активами «Роснефть» подразумевает прежде всего 49,41 % акций компании «Система-Инвест». Через этот пакет акций «Башнефть» лишилась косвенного владения энергетического ОАО «Башкирэнерго» и нефтеперерабатывающего ОАО «Уфаоргсинтез». Общая сумма акций «Системы-Инвест» оценена в 57,2 млрд рублей.

Как пояснил «ФедералПресс» Шамиль Валеев, бывший сотрудник «Башнефти», работавший в компании в 2009–2010 годах (как раз в этот период «Система» завершила консолидацию своих башкирских активов), юридически практику вывода сервисных структур внедрили во времена Урала Рахимова, сына первого президента Башкирии. Именно у него с 2005 по 2009 годы АФК «Система» выкупала нефтекомпанию.

«В «десятые» годы под «Башнефтью» подразумевалась только самая «вкусная» часть топливно-энергетического комплекса Башкортостана. И упускалось из виду, что в аббревиатуре ТЭК есть буква «Э» – энергетический. Сервисные структуры, которые окружали будущую «Башнефть», стали совершенно незаметны на фоне четырех НПЗ и добывающих активов», – сказал собеседник ФП.

По его словам, до прихода АФК «Система» нефтяниками в Башкирии считали себя около 70 тыс. человек. Их число стремительно сократилось в результате предпродажной подготовки активов структурами, подконтрольными Уралу Рахимову.

Вместо цехов и ремонтных служб компании появились отдельные юрлица – и зачастую они регистрировались на начальников цехов. Таким образом, обязательства по закупкам и обслуживанию техники и комплектующих легли на вновь созданные «независимые» ООО, которые арендовали у заводов все, что нужно для работы, и находились на их территории.

При этом все социальные и финансовые обременения также легли на вновь созданные фирмы. Ремонтники, работавшие на заводах всю жизнь (зачастую не в первом поколении), в случае чрезвычайных ситуаций могли оказаться не работниками «Башнефти», а аутсорсерами.

«После этого АФК «Система» начала строго и сверхкритично смотреть на традиционные сервисные структуры – транспорт, ремонт скважин, связь. На тех людей, которые следили за бесперебойной работой «Башнефти», проводили плановые ремонты на заводах. В конечном счете, в 2009 году они де-факто оказались в «периметре», но юридически – за бортом. Им сказали: «Вы – не «Башнефть», – рассказывает экс-сотрудник компании.

«За бортом», по его словам, оказались несколько десятков тысяч жителей Башкортостана, включая целые моногородки. Инструментом отсечения стала жесткая тендерная политика «Системы» – новые собственники приводили сервисникам в пример Шлюмберже и других лидеров сервисной отрасли, советовали претендовать на контракты на общих основаниях и искать их на стороне.

«Куда было деваться сотрудникам и семьям новых ООО, если компания не выигрывала тендер? Это стало большим надломом. Может быть, с финансовой точки зрения такое решение верно. Однако с производственной точки зрения (особенно, когда речь идет о таких опасных производствах) это было шоком. Я разговаривал с простыми ребятами – у них глаза на лоб лезли от нового собственника», – вспоминает собеседник ФП.

Скупой платит… кровью?

Девальвация качества сервиса поставила под удар не только материальное положение сотрудников, но и качество производства. Нельзя проводить прямые аналогии, однако авария с погибшими, произошедшая на заводе «Башнефть-Уфанефтехим» летом прошлого года, лишний раз напомнила, что о своевременном обслуживании оборудования, о высокой важности сервиса забывать нельзя.

В результате взрыва на установке «гидрокрекинга» (переработка высококипящих нефтяных фракций. – Прим. ред.) на предприятии погибли шесть человек. Все шестеро погибших, пишет «Комсомолка», в момент взрыва пытались отключить участок.

«У меня муж раньше в этой бригаде работал. Сейчас на установке такая канитель творится. Супруг всех погибших знал. Есть и молодые ребята, и взрослые среди погибших. Все семейные…», – цитирует «Комсомольская правда» жительницу Уфы, которая живет неподалеку от завода.

Ростехнадзор по итогам проверки постановил: причина аварии – разгерметизация теплообменных трубок входного коллектора секции аппарата воздушного охлаждения. А причина разгерметизации – коррозионно-эрозионный износ. Техника безопасности – как и необходимость бережного отношения к сервису – лишний раз подтвердилась. Как это часто бывает – кровью.

«Когда к тендеру по формальному признаку допускаются и хороший производитель, и китайский продавец конструкций чуть ли не из фольги по 19 юаней квадратный метр – глазами финансиста, может быть, это классно. Но с точки зрения жителей Уфы и квалифицированных сотрудников заводов это ужасно», – напомнил о необходимости качественного сервиса «ФедералПресс».

Экономия на всем

Впрочем, по состоянию на 2009 год предельно жесткая экономия на «Башнефти» была вполне объяснимой. Всего годом ранее грянул мировой финансовый кризис, отразившийся и на России. У АФК «Система» на тот момент было немало разнопрофильных активов.

«В «нулевых» холдинг реализовывал проекты, о которых сейчас мы вспоминаем через дымку и туман: «Ситроникс», «РТИ Системс», «Медси», «Детский мир», МГТС, ГЛОНАСС. Однако грянул кризис 2008 года, а устойчивый восходящий денежный поток «Системе» давали только два бизнеса – МТС и внезапно обрушившаяся на голову нефтянка, которая исправно работала безо всякого вмешательства, поскольку была на своем уровне отлажена нефтяниками Рахимовыми», – отмечает Шамиль Валеев.

По всем канонам большого бизнеса АФК «Система» действительно повезло – относительно задешево купить компанию, собственник которой находился в тот момент под прессингом правоохранительных структур. Урал Рахимов продал прекрасную компанию в кризисное время – фактически отдал «в рынок» золотую курицу. Новый собственник постарался выжать из нее максимум золотых яиц.

Помимо экономии на сервисе, были урезаны и негласные (а порой и гласные) обязательства перед жителями республики, справедливо беспокоившимися о налоговых отчислениях.

По версии Шамиля Валеева, Евтушенков, чтобы создать впечатление, что активы приобретаются у самой республики, придумал некий договор о социальном вкладе АФК «Система» в бюджет региона. Сумма составила 1,238 млрд рублей, которые компания передавала правительству Башкирии под социальные объекты. Таким образом, АФК «Система», дополнительно финансируя ХК «Салават Юлаев», частично снимала с себя социальные претензии – мол, мы деньги отдаем, а претензии по их использованию – к правительству.

«Управляющая компания «Башнефти» была очень образованной, безо всякого преувеличения, «сборная страны по менеджменту». Но всем этим управляла все-таки финансовая корпорация. И основной тренд был – бухгалтерский подход во всем. Эта команда интеллектуально и мотивационно, из-за внушительных бонусов, превосходила всех, кто мог ей возражать», – акцентировал собеседник ФП.

Держать марку любой ценой

В дальнейшем договор действительно был выполнен и даже продлен – с попутным увеличением суммы до 1,5 млрд рублей. Соглашение преследовало как политические цели (показать, что актив в виде «Башнефти» не уходит из региона), так и являлось своеобразными «социальными отступными» бывшему собственнику, который привык обращаться к кассе башкирского ТЭКа для решения соцвопросов в республике.

«Однако если внимательно изучить ситуацию, становится очевидным, что эти средства – 1,5 млрд рублей – небольшие. Они кажутся большими для нас с вами, для рядовых обывателей – ведь на эти деньги можно построить детский садик и несколько многоквартирных домов. Но по сравнению с 100–120-миллиардным бюджетом Республики Башкортостан это всего лишь 1 %, совсем небольшие средства. Тем не менее, от головной боли с социальной ответственностью АФК «Система» избавилась», – оценил Шамиль Валеев.

Он подчеркнул: «Башнефти» стоит отдать должное хотя бы потому, что она в принципе осталась налоговым резидентом Башкирии, а не перевела офис в Москву, как это делали другие проданные местные компании. Это позволило сохранить наполняемость бюджета Башкирии за счет нефтяных и околонефтяных поступлений (от НДПИ до НДФЛ) – по разным оценкам, от четверти до его трети.

Однако следующим этапом в управлении «Башнефтью» для новых собственников стало извлечение непосредственно финансовой прибыли. Возможность привлечения денег на рынке и у банков требовала только одного – «гладкой» истории «Башнефти» на бумаге. Для этого АФК «Система» в 2013–2014 годах затеяла реорганизацию компании.

«АФК «Система» декларировала, что самые дешевые деньги – это заемные; если ты умеешь ими управлять, нельзя пользоваться своими деньгами. Возможно, АФК «Система» делала публичную в западном понимании компанию и для того, чтобы набрать под нее кредитов – правда, в российских, а не зарубежных банках», – отметил собеседник «ФедералПресс».

Именно процесс реорганизации «Башнефти» (условия которой зарубежные аналитики оценили, как «невыгодные») стал вторым принципиальным моментом, возмутившим «Роснефть».

Следите за руками

С этого момента и начинается история, распутать которую и предстоит башкирскому арбитражному суду, – жонглирование ценными бумагами «Башнефти».

По версии истцов, в 2014 году в результате проведенной АФК «Система» реорганизации те миноритарии «Башнефти», которые были не согласны с этим решением, были вынуждены продать свои акции. Обязанность «Башнефти» массово выкупить эти акции вылилась для компании в дополнительные затраты на сумму 12,47 млрд рублей.

Более того, по решению акционеров «Башнефть» была вынуждена свои акции погасить (16,77 % в ходе реорганизации и еще 3,2 % акций миноритариев). А ведь от их продажи башкирская компания могла выручить в сумме 93,17 млрд рублей. При этом взамен «Башнефть» не получила ничего – тогда как группа АФК не понесла никаких затрат и сохранила контрольный пакет акций «Башнефти».

«Система» пока публично уверяет: все было законно. Эксперты, тем не менее, говорят, что дело не в законности, а в сути совершенных действий. Так, глава «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев считает: в результате финансовых махинаций Евтушенков и его партнеры заработали на башкирском ТЭКе приблизительно 9 млрд долларов.

«Тут ключевая буква «Ф» – акционерная ФИНАНСОВАЯ корпорация. При заходе АФК «Система» упор был на недоверие к производственникам, весь тон задавали командовали финансисты. Они работали в интересах финансового рынка, вся компания работала на повышение акционерной стоимости актива. Для этого ее надо было очистить от нагрузок – удешевить добычу, сбросив социалку и окончательно выведя за периметр сервисы. Основным трендом был бухгалтерский подход. А «Башнефть» и сервисные структуры в этой ситуации – дойная корова, от которой пинком отогнали теленка», – резюмировал бывший сотрудник «Башнефти» нефтекомпании.

Сюжет по этой теме
8 августа 2017, 10:32

Спор «Роснефти» и АФК «Система»

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.