Пожар, уничтоживший целый квартал в столице Дона, оказался не только крупнейшим за последние годы ЧП, но и стал своеобразным катализатором, обострив многолетние хронические проблемы. Как проходит расследование причин возгорания, как с его последствиями справляются погорельцы, власти города и обычные ростовчане? Подробности – в материале «ФедералПресс».
Напомним, что крупнейший за последние годы пожар возник в центре города 21 августа. Итогом бедствия стало выгорание почти целого квартала в районе Чувашского переулка. Возгорание произошло в частном секторе, пламя охватило сразу десять домов, а позднее перекинулось и на соседние постройки. В результате, практически полностью сгорело около 120 жилых домов. Огонь тушили более суток 2 тыс. пожарных.
Один человек погиб, 36 получили ожоги, 564 пострадали, остались без жилья, одежды, денег, документов. Губернатор Ростовской области Василий Голубев позже рассказал журналистам, что погибший мужчина был инвалидом первой группы. Он уточнил, что «тело было найдено в том месте, где начался, по сути, пожар».
Сейчас силы городских властей и добровольцев брошены на помощь людям – на восстановление документов и получение единовременной материальной помощи, а также на сбор и выдачу гуманитарной помощи. Вместе с этим власти определяют размер компенсаций за утраченное имущество и жилье.
Следствие ведут...
Еще во время пожара горожане заговорили о возможности поджога. Возгорание ростовчане связали с застройкой данного района и активностью черных риелторов. Позже появилась информация, что жалобы об угрозах со стороны жильцов сгоревших домов появлялись еще накануне ЧП. Черные риелторы несколько лет терроризировали частников, предлагая продать сотку земли за 500 тыс. рублей. Но жители отказывались. Изначально уголовное дело по факту пожара возбудили по статье «Халатность». Впрочем, позже полиция области возбудила уголовное дело о поджоге.
Сейчас полицейские проводят комплекс оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, назначено проведение ряда специальных экспертиз. В ГУ МВД России по Ростовской области создана следственно-оперативная группа по расследованию причин пожара. В настоящее время опрошено более 380 потерпевших. Следователями рассматриваются варианты как техногенного характера, так и включающие человеческий фактор. Полиция установила и допросила риелторов, которые якобы приходили к жителям и пытались выкупить у них землю; из риелторских компаний были изъяты документы, которые будут внимательно изучены.
«Предварительно установлено место, которое стало очагом возгорания, где находятся заброшенные постройки», – акцентировали региональные правоохранители. Добавим, что по информации некоторых СМИ, под подозрением оказалась крупная строительная компания, которая ведет застройку в Ростове-на-Дону рядом со сгоревшим кварталом. Поговаривают, что строительная фирма хотела расширять территорию, о чем неоднократно заявляла.
Отметим, что поджог – не единственная возможная причина пожара, которая сейчас обсуждается. Есть и другие – возгорание бытовой техники, свалки, занесение открытого огня бомжами.
Помощь пострадавшим
Погорельцы пока живут у родных или в пунктах временного размещения. Без крова над головой остались более 200 семей. Власти установили единовременную выплату – 50 тыс. рублей (по 20 тыс. от города и по 30 тыс. – от области), Еще по 100 тыс. из резервного фонда получат люди, полностью утратившие свое имущество, и по 400 тыс. рублей будет выплачено гражданам, получившим тяжкий вред здоровью. Семье погибшего власти Ростова выплатили 500 тыс., области – 1 млн рублей.
«По результатам этого чрезвычайного происшествия к нам обратилось 692 пострадавших, которые проживали или имели отношение к этой части города Ростова. Все, кто обращается, получают по конкретной ситуации конкретную информацию, – рассказал губернатор Василий Голубев на совещании с президентом. – Сейчас проводим индивидуальную работу с каждым человеком. Все дети, которые оказались в зоне пожара, были устроены в полном объеме по учебным заведениям. Подавляющее большинство детишек пойдет учиться в те же школы, где они учились и до возникновения этого пожара».
«Ситуация в городе оказалась ожидаемо сложной, сгоревший квартал фактически является территорией самозастроя, – комментирует ситуацию политолог, директор Центра региональных социально-экономических исследований Дмитрий Абросимов. – У многих жителей отсутствовали документы на недвижимость (и никогда не было), часть людей жила в законно оформленных домах родственников, но не была прописана. То, что значительная часть жителей проживала в данном районе без оформления собственности или регистрации – было известно давно. Однако случившийся пожар в одночасье создал множество новых проблем. Никто не мог представить, что столько людей потеряют свое жилье».
По словам эксперта, сейчас одна из серьезнейших проблем – вынужденный избирательный характер компенсаций. Часть людей (у которых все нормально с документами) без препонов получают деньги, а часть погорельцев (с вышеописанными проблемами) – остаются без финансовой компенсации. Кому-то не положены компенсации в связи с тем, что у них уже имеется дополнительное жилье (хоть и меньших размеров).
«В качестве примера могу рассказать: в семье из трех человек получили компенсацию жена и ребенок, а муж ничего не получил, поскольку не был там прописан. Сейчас для получения компенсации ему необходимо по суду доказать, что он там проживал. Для многих это была полная неожиданность. Есть случай, когда семья прописана в одной маленькой хибаре. Как им будет идти компенсация? По квадратам или как-то по-другому? Существует еще множество самых разноплановых нюансов. И как они будут решаться – пока неизвестно», – отмечает политолог.
При этом, по словам эксперта, оперативная помощь сейчас оказывается пострадавшим без особых проблем. Созданы несколько фондов, деньги выплачивает город, подкючились другие территории региона. Простые ростовчане активно помогают погорельцам вещами и деньгами. С этой стороны, проблем сейчас не возникает. Серьезный вопрос – с получением долговременной компенсации. Как будут здесь действовать городские власти, чтобы не нарушить закон и помочь людям, задается вопросом Абросимов.
Напомним, что с 30 августа пострадавшие начали получать выплаты из федерального бюджета. На эти цели из федерального бюджета было выделено 79 млн 125 тысяч рублей. Средства будут направлены на единовременные выплаты каждому пострадавшему в размере 10 тыс. рублей и 100 тыс. рублей на компенсацию полной потери имущества.
На сегодняшний день расселены 128 человек. Большинство пострадавших проживают в двух- и четырехместных номерах гостиницы «Звезда». Часть ростовчан расселена в гостинице «Западная» и профилактории ДГТУ, одна семья – в отеле «Дон Плаза». В маневренном фонде размещены 11 человек. Началось расселение в новую трехзвездочную гостиницу, расположенную в районе ростовского аэропорта. Туда уже заселены четыре семьи. Для 22 человек за счет коммерческой помощи снимаются квартиры. Как сообщили в мэрии, пострадавшие обеспечены трехразовым питанием, также организована работа прачечной.
Дым над водой
Пока будущее погорельцев остается так же туманно, как и дальнейшая судьба сгоревшего квартала. Межведомственная комиссия уже отметила, что восстановлению на месте пожара подлежат только три дома. Однако социальные службы считают, что пострадавшие люди не вернутся в эти дома, поскольку вокруг все выжжено дотла.
Ранее рубернатор Ростовской области Василий Голубев предложил не застраивать это место. Он отметил, что земля принадлежит городу, и крупная застройка там не планировалась. Голубев уточнил, что в соответствии с генеральным планом там планировалось создание рекреационной зоны. Власти планировали продлить набережную на 3 км вдоль улицы Береговой от Богатяновского спуска до Кизитериновской балки рядом с улицами, где и произошел пожар.
С инициативой запрета многоэтажной застройки на месте пепелища уже выступили многие горожане. В интернете уже появилась соответствующая петиция. Впрочем, по мнению большого числа местных жителей, в знак солидарности с погорельцами необходимо отменить предстоящее празднование дня города. Еще одна интернет-петиция, где содержится данное требование, уже собрала более 130 тыс. подписей. «Отмечу, что сейчас сложности вызывает не только сами последствия пожара, но и сопутствующая этому ситуация. В частности, у граждан вызывает негатив предстоящее празднование Дня города. В интернете уже собранно большое число подписей за его отмену. Однако мэрия по-прежнему намерена проводить данное мероприятие», – рассказывает Дмитрий Абросимов.
По словам политолога, также взывает серьезное обсуждение и будущее района. По генплану в районе Чувашского переулка должна быть лестница, которая спускалась к Дону. А по проекту компании «Мегаполис» этот район превращался в место застройки. «И вот какой вариант сейчас там реализуется – неизвестно. Будет ли там создана рекреационная зона или не будет? Застройка этой территории была ранее увязана с расширением ростовской набережной. И какой проект для в итоге выберет Кушнарев – в открытую пока не говорят. К тому же, некоторые погорельцы уже сейчас хотят восстанавливать здесь свои дома. А некоторые, наоборот, желают получить новое жилье. Поэтому о конкретики говорить сложно. Но можно зафиксировать серьезную напряженность в городе вокруг данного вопроса», – акцентировал Дмитрий Абросимов.
Большой пожар в Ростове-на-Дону