Уже 10 сентября жителям 16 российских регионов предстоит выбрать новых губернаторов. Эксперты прогнозируют, что в большинстве они пройдут по «референдному сценарию», и партия власти укрепит свои результаты на местах. «ФедералПресс» решил выяснить, каких же экономических результатов достигли три области, которыми руководят коммунисты и либерал-демократ, а также узнал, почему эксперты уверены, что оппозиционный глава тут же превратит в зону бедствия новый субъект России – Севастополь.
«Зеленая папка» с жалобами жителей в последние два месяца появляется на столе президента при встречах с любым региональным руководителем. Подборка обращений от населения есть уже в Орловской области у Вадима Потомского, у губернатора Астраханской области Александра Жилкина, врио главы Марий Эл Александра Евстифеева, главы Калмыкии Алексея Орлова, врио главы Калининградской области Антона Алиханова и в Севастополе у Дмитрия Овсянникова, а также губернаторов Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко, Псковской области Андрея Турчака и в Мордовии у Владимира Волкова. Однако, если поездки президента в регионы к губернаторам-технократам призыва 2016-2017 годов эксперты расценивают как продление кредита доверия, то позиции губернаторов-оппозиционеров в последнее время несколько пошатнулись и часть наблюдателей пророчат им отставки в новом политическом сезоне.
Так, в докладе Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) замечается, что оппозиционным кандидатам невозможно эффективно работать, не будучи встроенными в систему. Отметим, что губернаторов-оппозиционеров сегодня трое: два коммуниста – Вадим Потомский (Орловская область) и Сергей Левченко (Иркутская область), а также представитель ЛДПР Алексей Островский (Смоленская область). В прогнозах по их отставкам часто звучит аргумент – оппозиционеры не смогут выполнить поставленные перед президентскими выборами мобилизационные задачи, а у себя в регионе будут агитировать за своего партийного лидера. Также указывается на отсутствие реальных результатов в экономике и межэлитного мира в указанных регионах.
Губернатор: коммунист
Коммунист Вадим Потомский руководит Орловщиной с 2014 года, к августу 2017-года госдолг региона составил 16 млрд рублей, а в 2016 году реальная зарплата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, уменьшилась по сравнению с прошлым годом на 5,5 %. Кроме того, на Орловщине растут долги по заработной плате (на 1 января 2017 года они достигли 66 млн рублей). Сам же Потомский заработал в 2016 году 3,36 млн рублей.
После выборов в Госдуму жители передали в администрацию президента РФ петицию о досрочной отставке губернатора. А в начале апреля этого года два депутата Орловского областного совета потребовали от губернатора Вадима Потомского уйти в отставку.
Потомский часто опережает своих коллег из других субъектов по количеству скандалов, эксперты неоднократно пророчили ему отставку, а жители выходили на митинги с требованиями к губернатору покинуть должность. По сообщениям региональных СМИ, многие его обещания (строительство нефтеперегонного завода, восстановление аэропорта, особая экономическая зона) не были выполнены. Потомский также запомнился прессе присвоением себе «воинских званий». Позже военная прокуратура «раскороновала» губернатора – приказы о присвоении званий майора и подполковника оказались липовыми и были аннулированы
«Потомский человек не гибкий, местные элиты через колено ломал, сейчас он достаточно непопулярный губернатор. Политическая уживаемость его зависит не только от наличия «крыши» политической, но в том числе от тех взаимоотношений которые выстроены в регионе. От рейтинга и оценки работы населением, от межэлитных раскладов и отношений. Повезло, что Орловскую область серьезные структуры не интересует – регион не самый привлекательный», – комментирует политолог, руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев.
Он отметил, что Иркутская область, где губернатор тоже коммунист, и свою принадлежность не скрывает, – «кусочек лакомый». «Левченко, в отличие от Потомского, не является чьим либо протеже. Левченко был как гарант узкого круга бизнесменов, которые считали, что договариваться ни с кем не надо. Он не контролирует часть муниципальных образований, не контролирует Иркутск», – говорит эксперт.
Кроме того, наблюдатели подчеркивают, что Левченко рассорился с председателем правительства Александром Битаровым, который обеспечил победу над тогдашним губернатором Сергеем Ерощенко и ковал победы в экономике. «Ради личных и политических причин Левченко убрал грамотного управленца, чем и себя лишил поддержки местных элит. Вряд ли это укрепит позиции губернатора в региональных элитах, изоляция Левченко может усилиться», – замечают эксперты.
«Я считаю, что нынешнее руководство Иркутской области, попало в удачную фазу, сегодня экономика страны в целом растет. К примеру, рост по добыче делает в основном одна компания – Иркутская нефтяная. Она и налоги стала отчислять впечатляющие, так как льготный период у нее в этом году кончился, – замечает доцент исторического факультета ИГУ, политолог Сергей Шмидт. – Во-вторых, мы сейчас наблюдаем отложенный эффект от работы предыдущего правительства. Всего два года прошло со времени его ухода».
Губернатор: либерал-демократ
Смоленский губернатор Алексей Островский – единственный представитель партии ЛДПР в губернаторском корпусе, он находится на посту с 2012 года и сумел собрать коалиционное правительство (КПРФ, «Единая Россия» и ЛДПР). Однако межэлитного согласия региону достичь не удалось. «Хрупкий мир» всякий раз грозит расколоться: КПРФ и оппозиционная «Справедливой России» часто выступают с жесткой критикой экономической политики губернатора – Смоленская область входит в число 14 субъектов РФ, в которых госдолг превышает их собственные доходы. При этом сам губернатор разместился на третьем месте в списке самых высокооплачиваемых глав субъектов РФ – в прошлом году его совокупный доход составил 68,5 млн рублей. По данным Росстата, средняя зарплата врача в Смоленске (по данным на апрель 2017 года) 15,6 тыс. рублей.
Доктор политических наук Дмитрий Нечаев называет, Островского «худшим губернатором в ЦФО, который вместе со своей бездарной командой превратил регион в настоящую «зону бедствия». А активисты общественного движения «Новая Россия» весной, раскритиковав коалиционное правительство региона, объявили сбор подписей за отставку Островского. А в рейтинге АПЭК эффективности управления в субъектах РФ в 2016 году Смоленская область заняла 73-е место, а эксперты фонда «Петербургская политика» поместили ее в группе регионов с пониженной социально-политической устойчивостью.
«Бэкграунд Островского не является доказательством его каких-то управленческих талантов или эффективности. Регион достаточно тяжелый и с количеством накопленных долгов и ситуация в промышленности и в сельском хозяйстве. Смоленская область – это регион глубоко депрессивный, а Орловский больше политик, нежели хозяйственник или управленец. Области подошел был эффективный менеджер», – считает Калачев.
Когда нужны сверхэффективные результаты
Несмотря на то, что в обсуждаемых сейчас в экспертном сообществе Иркутской, Орловской и Смоленской областях выборов глав не будет, ожидается, что в новом политическом сезоне по стране грядут новые отставки и назначения в губернаторском корпусе. Директор центра политических исследований при правительстве РФ Павел Салин замечает, что губернаторы этих регионов избрались в рамках планов власти по обеспечению лояльности системной оппозиции. «Если представить, что побеждает несистемный кандидат – его тут же «задавят», не дадут из Москвы финансирование», – говорит Салин. А политолог, кандидат философских наук, член Российской ассоциации по связям с общественностью РАСО Денис Парамонов в беседе с «ФедералПресс» отметил, что у «оппозиционных губернаторов присутствует какая-то лень и не горят глаза: выиграли и все». «Стал губернатором – жизнь удалась», – комментирует эксперт.
И именно по этой причине, отмечают политологи, у администрации президента особое отношение к Севастополю и к тому, кто возглавит регион – новейший в истории страны. Спустя почти четыре года после воссоединения регион остается «витриной России» и во многом от того, насколько быстро и качественно здесь будут реализовываться программы, зависит и оценка эффективности власти, и даже не столько местной, сколько федеральной. «Москве не выгодны репутационные скандалы, связанные с мэжэлитными войнами, а нужны сверэффективные результаты», – подчеркивают эксперты.
«В Москве знают, что на полуострове еще со времен своей украинской ипостаси любят вставать и обращать на себя внимание. Они на ровном месте создают проблемы, манифистируют: требуют вмешаться Москву, ООН. Этот шум в Москве воспринимается как неизбежное. У Овсянникова серьезные покровители – в этом смысле он компромиссная фигура, если победит – ему придется изживать это украинское наследие, а если выиграет оппозиционер – то будет не просто карнавал, а сплошной «праздник», – считает Парамонов.
Политолог Калачев с этим мнением согласен и полностью исключает вариант победы оппозиционного кандидата в Севастополе. Директор центра политических исследований при правительстве РФ Павел Салин добавляет, что Крым еще не до конца вписан в общероссийское поле и местные элиты, что в Крыму, что в Севастополе, дают определенную заявку на «самостоятельность» и это представляет проблему для Москвы. «В случае победы оппозиционера в Севастополе чисто гипотетически возможно ухудшение экономики ситуации в регионе, но я такой вариант не рассматриваю вообще», – подытоживает Салин.
Фото Евгения Поторочина