На следующей неделе свердловские власти определят трех региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. Именно они представят инвестиционные программы, в соответствии с которыми на Среднем Урале появится новая инфраструктура сбора и утилизации бытового мусора. О том, стоит ли ожидать повышения тарифов, нужны ли раздельные контейнеры и какие технологии могут появиться в этой сфере, – в материале «ФедералПресс».
Как сообщил сегодня замруководителя областного управления Роспотребнадзора Дмитрий Козловских, в регионе насчитывается более четырехсот свалок. При этом ответственный хозяйствующий субъект определен только у каждой третьей, в подавляющем большинстве случаев не проводилось никаких гидрогеологических исследований, у большей части отсутствуют разрешения. «Несанкционированные свалки появляются повсюду. Трупы животных, аккумуляторы, шины, покрышки, пластик – все это разносится на очень большие расстояния и в конечном итоге оказывается на нашем с вами столе», – говорит замначальника отдела земельного надзора областного управления Россельхознадзора Клавдия Щербакова. По ее словам, при проверках стихийных свалок обнаруживается повышенный уровень содержания бензопирена, нефтепродуктов, солей тяжелых металлов. Множество жалоб поступает и на содержание помоек, рассказывает Козловских.
Областной министр ЖКХ и энергетики Николай Смирнов рассчитывает, что федеральная реформа обращения с отходами положит конец стихийным свалкам. «Если раньше жильцы платили за вывоз мусора, то теперь – за доставку на полигон. Невыгодно будет вывозить мусор в лес», – объясняет он. Смирнов заверил, что перевод платежей из жилищных услуг в коммунальные не должен привести к росту тарифа. В дальнейшем тариф будет установлен в соответствии с предложениями региональных операторов, но его рост не превысит пределов, установленных федеральными властями.
Всего в Свердловской области будет три региональных оператора – в два раза меньше, чем в соседней Челябинской. Один из них будет отвечать за Екатеринбург, Южный и Восточный управленческие округа, второй – за Западный, третий – за Горнозаводской и Северный. Таким путем власти нашли баланс между прибыльными для оператора городскими и убыточными сельскими территориями, объяснил Николай Смирнов. Инвестпрограммы должны быть утверждены к 1 июля. «Реально система вырастет за год-полтора и будет обрастать мышцами», – надеется министр.
Государственные и частные инвестиции в мусорную реформу составят 15 млрд рублей, и уральский бизнес надеется получить деньги за свои технологические решения. Так, березовская фирма «Урал-Сот плюс» (преемница павшей в борьбе с администрацией города компании «Урал-Сот») предлагает распространить технологии, используемые на местной свалке. Это позволит сделать разбор мусора рентабельным, говорит замгендиректора фирмы Владимир Степанов: в среднем 15 % отходов составляет пластик, 5 % – металл.
Та же компания готова поставлять и блочные контейнерные площадки: по заверению Степанова, это должно упростить логистику. Площадка включает склад вторсырья, специальный датчик сообщает оператору о том, когда помещение заполняется. Таким образом, машина вывозит сразу большой объем вторсырья. «Сортировать выгодно и нужно», – говорит Степанов. С ним не согласен первый руководитель разорившегося сортировочного завода в Первоуральске, а ныне – директор «Уралтермопласта» Андрей Сазонов. «Не будет у нас никогда раздельного сбора. Даже если 80 % жильцов будут ответственными, оставшиеся 20 % всегда испортят. В результате всю эту кучу надо будет везти на спецпредприятие», – скептичен Сазонов. В качестве альтернативы он предлагает внедрить технологии, позволяющие перерабатывать до 80 % мусора. В банкротстве первоуральского завода Сазонов винит в первую очередь техническую отсталость. «Мы же по городу на лошадках в тележках не ездим, а там технологии были как раз из этой серии. Жаль, что завод на Широкой Речке выбрал ту же технологию, руками ковыряются в мусоре», – сетует он.
Николай Смирнов занял компромиссную позицию. «Та сортировка, которая есть сейчас, это неправильный подход. Тот, кто первый пришел и самое полезное выдернул, получает прибыль, а с остальным разбираться должен кто-то другой. Это дискредитирует систему. При едином операторе каждый участник цепочки будет получать прибыль без нагрузки на жителей», – говорит он. В будущем на разных территориях появится от двух до семи видов контейнеров в зависимости от экономической целесообразности, обещает министр.
Фото: kartasvalok
Мусорная реформа