Рособрнадзор почти вдвое сократил число аккредитованных специальностей для Волгоградского государственного социально-педагогического университета (ВГСПУ). Как получилось, что в «педе» не будет не то что изобразительного искусства, музыки и экономики, но даже биологии с физикой и что привело старейший вуз Волгограда к такой ситуации – разбирался «ФедералПресс».
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки опубликовала приказ о государственной аккредитации бюджетного образовательного учреждения ВГСПУ. Документ устанавливает перечень аккредитованных специальностей на 6 лет. В документе 15 укрупненных групп специальностей, в том числе 10 на ступени бакалавриата и 3 по аспирантуре.
До этого действовало свидетельство о госаккредитации, в котором было утверждено 29 групп специальностей, в том числе 14 направлений подготовки бакалавров и 11 направлений аспирантуры.
Отдельным приложением в приказе Рособрнадзора указано, что по группе специальностей «экономика и управление» с уровнем магистратуры ВГСПУ в аккредитации отказали. Соответственно на оставшиеся 13 укрупненных групп профессий и специальностей образования вуз сам не подавал заявку на новую аккредитацию.
Как и не бывало
Бакалавров больше не готовят по физкультуре и спорту, сценическому искусству и литературному творчеству, музыкальному искусству, изобразительному искусству и направлению «культуроведение и социокультурыне проекты». Изобразительные и прикладные искусства лишились еще и уровня специалитета.
Магистров больше не будут готовить по экономике и управлению, но они останутся по группе педагогических наук. На уровне аспирантуры, напротив, педагогика осталась, зато вычеркнуты физика и астрономия, биологические и психологические науки, а также философия, этика и религиоведение, вместе с теми же культуроведением и экономикой и управлением.
В ВГСПУ прокомментировали для «ФедералПресс» приведенные факты. «Аккредитации подлежат только те направления подготовки, на которых есть обучающиеся. Соответственно заявления на государственную аттестацию вуз подавал только на те направления, где сейчас есть обучающиеся», – сообщил официальный представитель ВГСПУ, добавив, что из этого следует, что никто от решения вуза и Рособрнадзора не пострадал.
Вместе с тем, опрошенные «ФедералПресс» на условиях анонимности преподаватели расходятся в оценках случившегося. Некоторые согласны с официальной позицией, что ничего не случилось, другие, считают, что отказываясь от столь обширной группы специальностей, ВГСПУ расписывается в том, что он де-факто перестает исполнять функции вуза, выпускающего педагогов. А радикальное сокращение аспирантуры – вместо 11 их осталось три – по педагогике, языкознанию и истории с археологией, свидетельствует о понижении статуса вуза.
«Мы столько твердили о своей уникальности, что мы последний или предпоследний педагогический вуз в ЮФО, при этом от учительских специальностей постепенно отказались, – недоумевает преподаватель с 20-летним стажем, – вероятно, они стали мало востребованными и Министерство образования сократило бюджетные места, а на коммерческой основе специальности считаются непрестижными и на них не идут. Но ведь уже сейчас в регионе есть нехватка педагогического состава именно естественнонаучного профиля».
Движение без вектора
Сегодняшнее состояние дел в ВГПУ, считают источники, знакомые с ситуацией, это итог нескольких неудачных реформ. Старейший (наряду с государственным техническим университетом, оба открыты в 1931 году – прим. «ФедералПресс») вуз Волгограда в последние годы предпринял несколько чуть ли не взаимоисключающих попыток преобразований.
Сперва вуз из педагогического был реорганизован в социально-педагогический, увеличив внимание к блоку специальностей, связанным с психологией. Оформлен статус юридически был в мае 2011, а уже через полтора года Минобрнауки РФ по результатам мониторинга включил ВГСПУ в список вузов с признаками неэффективности.
В 2014-15 гг., когда в России активно пошел процесс создания в регионах опорных вузов, ВГСПУ во главе с тогдашним ректором академиком РАН (Российской академии образования) Николаем Сергеевым дольше остальных старательно избегал участия даже в дискуссиях по этому поводу. Причем министром (а затем – председателем комитета) образования и науки в региональной администрации был выходец Александр Коротков.
Однако в конце 2015 года, когда подходил предельный срок подачи заявки на создание опорных вузов, при участии губернатора Андрея Бочарова ученые советы ВГСПУ и Волгоградского государственного университета (ВолГУ) одновременно и единогласно приняли решения о реорганизации вузов для того, чтобы объединиться в новый единый опорный вуз гуманитарного профиля.
«Предполагается, что объединение позволит создать современную систему подготовки кадров, что, в свою очередь, повысит статус выпускников объединенного вуза на рынке труда. Кроме того, единый университет будет способствовать развитию и укреплению научного потенциала Волгоградской области», – сообщала пресс-служба губернатора, который, как отмечалось, с самого начала активно поддерживал идею и «приложил все усилия для того, чтобы убедить ректоров обоих вузов пойти на объединение».
При этом до последнего оба вуза пытались конкурировать – на чьей основе будет создан единый гуманитарный университет. В проекте ВГСПУ упор делался на уникальность статуса и традиции, а ВолГУ представлял более убедительные данные анализа финансово‑хозяйственной и научно-образовательной деятельности – количество выпускаемых публикаций и индексом цитируемости в системе Scorpus, выигранных студентами олимпиад, количество победителей олимпиад, объемом НИОКР на одного научного работника.
В итоге ВГСПУ и ректора Сергеева убедили «признать» необходимость объединения как такового (претендовать на статус опорного вузы могли только объединившись). В январе 2016-го тогдашний министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов утвердил слияние слиянии двух крупнейших гуманитарных вузов региона в формате присоединения «педа» к госуниверситету в статусе структурного подразделения.
Реорганизация подразумевала присоединение педуниверситета к ВолГУ в качестве структурного подразделения. При этом новообразованный вуз был объявлен правопреемником «педа» по всем образовательным программа, которые отличались от госуниверситета. Однако Минобрнауки заявку на опорный вуз отклонил, в отличие от Волгоградского государственного технического университета, который включил в свой состав Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет и образовал опорный вуз технической направленности.
Чуть позже была остановлена и начавшаяся интеграция ВГСПУ в ВолГУ. Против нее фактически выступила новый министр образования РФ Ольга Васильева, которая, посещая Волгоград, высказала сомнения в рациональности начатой реорганизации. Она подчеркнула, что все оставшиеся педагогические вузы «необходимо сохранить как центры подготовки педагогических кадров и научно-методического обеспечения деятельности системы образования».
По теме с уже измененной позицией высказался и Андрей Бочаров, отметивший: «Мне представляется, что важно сохранить ВГСПУ как вуз профильный, педагогический, самостоятельный». ВГСПУ направил соответствующее ходатайство в Минобрнауки и объединение было остановлено. Оно, кстати, на несколько месяцев продлило ректорские полномочия Николая Сергеева, который ушел на покой не летом 2016-го, а только в феврале 2017 года.
К тому времени основным кандидатом на пост ректора стал уже упомянутый Александр Коротков. В ноябре 2016 года с высокого поста в обладминистрации он был отправлен в отставку, формально по собственному желанию. Однако это кадровое решение сопровождалось публичной критикой экс-предкомобрнауки со стороны заместителя губернатора Александра Блошкина, курирующего внутриполитический блок в администрации Андрея Бочарова.
В феврале 2017 года в ВГСПУ был закрыт диссертационный совет, работавший по трем направлениям. А в апреле ректором ожидаемо был избран бывший чиновник Коротков.
Что дальше?
Деятельность Короткова на новом посту пока оценить сложно – объективных измеряемых показателей вуза за прошлый год еще не опубликовано. В педагогическом коллективе оценки расходятся.
Руководство вуза уверяет, что ни приказ Рособрнадзора, ни другие изменения не несут ничего негативного для развития ВГСПУ.
«В настоящее время министерством образования и науки утверждаются новые образовательные стандарты ФГОС ВО 3++. Вуз планирует в 2018 году приступить к разработке новых основных образовательных программ в соответствии с требованиями новых стандартов в рамках уже пролицензированных направлений и специальностей подготовки», – пояснили в ректорате.
Заместитель председателя комитета по образованию, науке и делам молодежи, Волгоградской областной думе, доктор исторических наук и Заслуженный деятель науки РФ Алексей Буров признался, что детально в ситуацию в ВГСПУ не погружен. Но отмечает, что в целом образование в регионе теряет позиции.
«Укрупнение групп специальностей это, к сожалению, стандартное требование по оптимизации. Важно то, что мы, власть Волгоградской области, вообще, очень плохо влияем на формирование федерального бюджета в отношении образовательных учреждений Волгоградской области. Ежегодно идет сокращение количества бюджетных мест, причем в опережающем темпе по сравнению с другими регионами. Для отдельных вузов, конечно, есть исключения, им, наоборот, прибавляют. Насколько я знаю, это филиал РАНХИГС. А у меня (Буров возглавляет волгоградский филиал Российского экономического университета имени Плеханова – прим. «ФедералПресс») за 10 лет в два-три раза сокращены бюджетные места в магистратуру, а аспирантуру и вовсе перестали давать. Отстоять самостоятельно, без исполнительной власти, это не получается. Такая ситуация со многими учреждениями и статус научного и образовательного центра мы постепенно теряем», – пояснил Буров.