В Волгограде прошел ливень, который принес городу неожиданно катастрофические последствия – помимо множества «небольших» инцидентов, включая даже подтопления торговых центров, был также разрушен насыпной склон под стадионом «Волгоград Арена» и дорога, которую считают чуть ли не главным достижением Андрея Бочарова. Как получилось, что визитная карточка властей региона не выдержала проливного дождя, за чей счет будут восстановлены трасса и насыпь, а также что еще утонуло в Волгограде и какие политические последствия это может иметь, разбирался «ФедералПресс».
За минувшую ночь с волгоградских улиц вывезли свыше 520 тонн песчано-грунтовых наносов. Работали 50 единиц техники, продолжают убирать и сейчас.
А накануне вечером сити-менеджер Волгограда Виталий Лихачев заявил, что город в целом справился с обрушившейся накануне стихией, хотя по ряду направлений урон оказался сильнее первоначальных оценок. Так, полное восстановление работы скоростного трамвая, которое обещал чиновник к утру понедельника, случится не раньше среды. Специализированные бригады продолжают откачивать воду в транспортном тоннеле в Краснооктябрьском районе, а также очищать от грунтовых наносов отдельные участки трамвайных путей в других районах города. По словам Лихачева, откачивают в тоннеле со скоростью 15 см в час, «то есть к ночи будет все откачано».
Градоначальник также пояснил, что нет вопросов и по восстановлению самого заметного провала, случившегося в результате воскресного ливня. Разрушение у стадиона «Волгоград Арена» устранит подрядчик строительства – АО «Стройтрансгаз». Эта компания за 16,8 млрд и построила к ЧМ-2018 в Волгограде 45-тысячный стадион «Волгоград Арена».
Уже сегодня эту информацию подтвердили в компании. «АО «СТГ» оперативно организовало штаб для анализа ситуации и оценки нанесенного ущерба, ведется постоянный мониторинг на территории стадиона, незамедлительно начались работы по ликвидации ущерба. В ближайшее время негативные последствия будут устранены: насыпной откос будет восстановлен, помещения внутри стадиона будут отремонтированы. Поле стадиона не пострадало. Планируется, что возмещение расходов на ремонтные работы будет произведено в рамках страховых выплат по договору страхования объект», - сообщили в СТГ.
Он утонул
В воскресенье, 15 июля, в Волгограде, по данным Гидрометцетра, выпало 70 мм осадков – полуторамесячная норма. Мощные потоки воды лились не более часа, остальное время осадки были моросящими.
Основные транспортные артерии города, в первую очередь Первая продольная магистраль, оказались под водой всего за несколько минут. Проблема плохо работающей или вовсе отсутствующей ливневой канализации в Волгограде очевидна давно, причем достаточно активный дорожный ремонт последних лет ее только усугубил.
Но городские власти сообщают, что ливневая канализация сработала неплохо и просто не выдержала запредельной нагрузки. В пресс-службе мэрии «ФедералПресс» пояснили, что «ливневки приняли на себя значительный объем воды, что позволило значительно снизить последствия». В мэрии также уточнили, что из-за прохождения воды с наклонных поверхностей в систему был занесен грунт, который и забил сливы.
«Сейчас их чистят, подчеркну, именно от вновь нанесенного грунта», – сообщил собеседник в пресс-службе горадминистрации.
Там также опровергли предположения о том, что якобы большая часть ливневок не принадлежит мэрии и поэтому горслужбами не обслуживается. «Все ливневки в Волгограде находятся на обслуживании у города, ими занимаются МУП «Северное» и ДСЭР Советского района» (дорожные предприятия – прим. «ФедералПресс»)», – пояснили в администрации.
Гражданский активист и блогер Алексей Ульянов заверениям мэрии не верит. «Все знают, например, про проблему на 39-й Гвардейской (улице имени 39-й гвардейской дивизии – прим. «ФедералПресс»), которая идет до площади Возрождения. Там есть ливневка, хотя местами и утопленная в асфальт, но ее не чистят. Даже автомобили городских служб периодически подъезжают, но никаких действий не ведут – на мой взгляд, просто видимость создают. Иначе не знаю, как объяснить то, что там было вчера, сколько машин пострадало», – говорит Ульянов.
Отметим, ранее появлялась информация о том, что несколько лет назад горадминистрация сняла со своего баланса значительную часть ливневок, вроде бы планируя передавать их Водоканалу. Затем само предприятие фактически перестало существовать (его имущество было передано в долгосрочное управление на концессионной основе). Такие сведения, в частности, озвучивали на одном из мероприятий регионального штаба ОНФ.
Алексей Ульянов считает, что предположительно манипуляция могла быть связана с новыми природоохранными нормами, согласно которым каждый выход ливневок в природный водоем должен быть снабжен небольшими очистными сооружениями.
«На тот момент это был миллиард рублей, сейчас наверняка ощутимо больше, – поясняет Ульянов. – По моей информации, волжский природоохранный прокурор, когда приезжал в Волгоград, обсуждал с губернатором выделение средств на строительство, по-моему, 11 таких очистных. До тех пор пока это не сделано, иметь ливневки для любых структур просто чревато».
Добавим, что помимо метротрама и склона у «Волгоград Арены» пострадали десятки участков дороги. Мучились и автомобилисты. Проспект Ленина на перекрестке с 39-й гвардейской закрывали, останавливалось движение не только скоростного трамвая, но и обычного, а также троллейбусов. Проблемы были и на железной дороге.
У самой «Волгоград Арены» также протекла крыша. На прилегающей территории у выхода № 1 смыло площадку и пешеходную дорожку. А уже упомянутый насыпной склон обрушился на Нулевую продольную (рокадную) дорогу, повредив ее и парализовав движение.
К ночи 15 июля власти объявили в Волгограде режим ЧС.
Кого выберут виноватым?
Виталий Лихачев заявил также, что на рокадной дороге активно вывозится грунт. «С завтрашнего дня подрядчик начнет ликвидировать размытие, начнет засыпать. Одна полоса будет закрыта, но по второй планируем все-таки открыть движение», – пояснил сити-мененджер.
Собственно, рокадная дорога для Волгограда – объект в чем-то более символический, чем сам стадион. О ее необходимости говорили чуть ли не 40 лет, завершено ее строительство было в декабре прошлого года. В соцсетях группа почитателей деятельности губернатора окрестила Нулевую Продольную «новой дорогой Бочарова», что отчасти справедливо.
Планы и даже проект такого строительства существовали давно, но воплотить их смог только Андрей Бочаров. Он включил строительство рокадной дороги в план подготовки города к ЧМ-2018 и, преодолев первоначальное сопротивление федеральных ведомств, довел строительство до завершения. Таким образом в Волгограде вдвое удлинилась набережная, а сообщение в центральной части города стало более вариативным. Однако уже спустя месяц в дороге обнаружились изъяны.
Эксперты ранее отмечали очень низкую конкуренцию в крупных госзакупках в Волгоградской области. Такое положение вещей, свидетельствует российский и мировой опыт, может вести к снижению качества работ. К слову, аукцион на строительство Нулевой Продольной выиграла облюбовавшее в последние пару лет Волгоград самарское ООО «ТраснСтрой», причем их заявка оказалась единственной, допущенной к финальному этапу определения подрядчика.
Эта же компания, напомним, заканчивала реконструкцию скандального шоссе Авиаторов. Работа была выполнена «на три с плюсом», причем, как и в случае с рокадной дорогой, был допущен срыв первоначальных сроков. В сроки, кстати, не сдали и «Волгоград Арену» – вместо декабря 2017-го сдали объект 4 апреля этого года.
Член регионального штаба ОНФ Эдгар Петросян отмечает: «Самая большая проблема в том, что отсутствует должный контроль к качеству работ и, наверное, к качеству проектов. Во многом эти вопросы вызваны тем, что, не рассчитав сроков строительства, многие вещи доделывались в спешке, второпях. Это вскрывает целый комплекс проблем, который завязан на то, что уровень компетенции у людей, отвечающих за контроль, очевидно ниже, чем должен быть на этих должностях».
Петросян также считает, что в регионе слабо развито гражданское общество и поэтому нет должного общественного контроля. Председатель комиссии по реальному сектору экономики Общественной палаты Волгоградской области, почетный строитель России Андрей Куприков признается, что ему детали проекта не знакомы. Вместе с тем он призывает «не драматизировать», подчеркивая, что в городе действительно случился форс-мажор.
«Да, неприятная ситуация, но ничего криминального я в ней не вижу. Такой циклон бывает крайне редко, а выводы, уверен, будут сделаны. Я допускаю, что могли быть некоторые нарушения при производстве работ, но вряд ли при проектировании», – подчеркнул Куприков.
Он также напомнил, что проектирование ведется с учетом климатических норм. «Если я при проектировании (Куприков – гендиректор ОАО «Волгоградгражданпроект» – прим. «ФедералПресс»), скажем, детского сада заложу утроенную мощность ливневой канализации, мне что бюджет на это скажет? На каком основании я так расходы увеличиваю? Тут нужно разбираться, вносить корректировки в нормы, особенно для исключительно важных объектов, к которым, конечно же, относится стадион. Как говорится, пока гром не грянет, мужик не перекрестится», – подытожил Куприков.
Интересно, что, несмотря на крайнее политическое значение и стадиона, и рокадной дороги, Андрей Бочаров пока что решил дистанцироваться от проблемы. В воскресенье его не было в Волгограде, штаб по противодействию ЧС возглавил его заместитель Евгений Харичкин. Главным действующим лицом в понедельник стал глава горадминистарции Виталий Лихачев.
Тем не менее наблюдатели не думают, что размытие первым же серьезным дождем «дороги Бочарова» как-то повлияет на политическую устойчивость губернатора. Координатор Клуба экспертов Нижнего Поволжья Андрей Серенко напоминает, что Волгоград «целиком политический город, здесь вся земля героическая», но это не означает какой-то особой ответственности Бочарова за подтопленные объекты.
«Конечно, будет найден и понесет заслуженное наказание козел отпущения. Мы помним проблемы с ливневками и в Москве, где общественность намного активнее, и что? Чем это кончилось для Сергея Собянина – пошел на новый срок. По ситуации с Нулевой Продольной я не вижу внутри региона никакой реакции, заявлений, митингов. Их просто нет, а стоны в соцсетях – это не политическая реакция», – констатирует Серенко.
Замдиректора Института региональных исследований ЮФО Александр Сайгин, оговорившись, что «дождик действительно получился немаленький», напоминает о предыдущих событиях. «О проблемах со стадионом говорили давно. Начиная с невыплат зарплат рабочим. С этого можно было понимать, что люди работают так, как им платят. Если у тебя рядом стадион с не очень хорошим качеством, непонятно как сделанное песком берегоукрепление, то чему удивляться, что и дорогу смыло. Сейчас проблемы не только со стадионом и дорогой. Насколько мне известно, они есть с аэропортом, конкретно с залом для особо важных гостей. Там, по имеющейся информации, исполнитель потратил сумму на 30 % меньше себестоимости. Подумайте хотя бы о безопасности первых лиц государства, если вы уж только перед ними отчитываетесь. Раз строите крупные объекты, будьте добры, проконтролируйте, раз у вас нет надежды на всевозможные надзоры», – прокомментировал Александр Сайгин.
Фото автора.